Рукоположение
Стремление преобразовать мир - братство священников
Ульрих Майер,
Священник Общины Христиан,
Гамбург (Германия)
Христос будет познан не через семейные или церковные традиции, а благодаря личному опыту и личным решениям. Культовая жизнь в христианской общине сегодня исходит из свободной воли ее участников проявлять инициативу по отношению сверхчувственному. Это основывается на поиске внутреннего убеждения и стремления преобразовать жизнь. Эта серия статей должна стать побуждением к тому, чтобы семь таинств послужили импульсом для формирования различных качеств общины.
Родство с Богом: человеческий исток и человеческое будущее.
Психоаналитик Карл Густав Юнг однажды так сформировал основы религии: «Следующий вопрос является для человека решающим: связан ли он с бесконечным или нет? Это критерий его жизни.[1]». И дело заключается здесь не в том, познаем мы или признаем личного Бога, следуем ли мы его заповедям, жаждем ли мы его поддержки или помощи – эти прекрасные слова, прежде всего, указывают на поиски моста из пронизанного доверием конечного мира в бесконечный мир. Иов – один из великих страдальцев еврейской Библии, так охарактеризовал свое отношение к бесконечному божественному существу: «Нагим я был рожден матерью своей в теле, нагим я остался. Господь дал, Господь взял, хвала имени Господа» (Иов 1, 21). Совершенно иначе о родстве с Богом говорит Ап. Павел жителям Афин в своей речи на Ареопаге: «Бог, Который создал мир и все, что в нем, Он, Господь Небес и Земли, живет не в храме, который создал человек, и не позволяет Себе прислуживать человеку, как тот, кто в чем-то нуждается, Сам давая жизнь, дыхание и все, что есть. Из одного человека Он создал весь род человеческий, заселивший всю Землю. Он назначил для него определенное время и границы его обитания. Вы должны искать Бога, не имея возможности нащупать Его и можете Его найти, хотя никто не может сказать, что Он далеко от него. Потому что в нем Вы живете, движетесь, в Нем вы есть, как ваши поэты говорили: «Мы его род»». (Деян. 17, 24 – 28).
В этих словах мы видим явление Бога не как Такого Существа,
Которое далекое от нас - в качестве инстанции, повелевающей нами от рождения и до смерти, - а как Бесконечное, принимающее временное пристанище: мы живем в нем, движемся в нем и чувствуем, как наше существование поднимается до его существования. При этом Павел говорит не о тенденциозном, недостижимом Стоящем-Перед-Нами Существе, которому человек должен повиноваться, а о Том, «Кто недалеко от нас». И если у нас, также, как и у Иова, во время телесной жизни отсутствует непосредственное переживание Бога, тогда эти слова Павла открывают внутренний путь поиска, прикосновения к Нему и обретения. В трех строфах молитвы времени Троичного времени[2], которая читается в начале и в конце таинства освящения человека говорится об троичном «деянии» Бога: «Осознавая свое человечество» - деяние Божественного Отца, «в переживании Христа» - божественного Сына и «в овладении Духом» - исцеляющего Бога.
Первые же слова рукоположения дают нам возможность понять это
таинство как активное отношение к бесконечному Божественное Существу. Божество здесь называется «вечной основой всего преходящего». И совершенно в духе процитированных выше слов Павла, добавляются слова: «В каждом сотворенном Тобой существе…». То, что за этим следует, не связано более только с существом Бога-Отца. В следующей строке говорится: «Преданные Твоей воле» и далее: «ожидающее Твоего Света». Слова молитвы в конце концов ведут нас в будущее, благодаря фразе: «Мы приближаемся к тебе…». Община, которая хочет участвовать в рукоположение выбранных из ее среды кандидатов, идет навстречу Тому, Кого она страстно ждет. Благодаря этому молящиеся обращаются к обоим сторонам своего родства с Богом. Они хотят найти в Боге исток и цель своего человеческого бытия.
Вера - сила священника.
Слово «verwandt»[3] происходит от ранне-ново-верхненемецкого слова verwant (иметь отношение, быть связанным с чем-то), являющееся причастием глагола verwenden[4] (выбрать определенное направление, определенную цель). Когда говорится о кровном родстве, обычно отсутствует понимание, что это участие активно. И все же Гете, благодаря своему роману «Выбранное родство»[5] использовал новое слово, говоря о том, что мы – независимо от телесного родства – собственным решением можем превратить близость между собой в родство.
Соединение душ христиан со Христом при причастии может быть
понятно, как выбранное родство, которое отмечается благодаря мистерии Тела и Крови Христа. В начале Тайной вечери Иисус вместе со своими учениками основал общину равных, существующее в братской форме: «Я не называю вас больше слугами (рабами), потому что слуга (раб) не знает, что делает его господин; Я называю вас друзьями, потому что Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15). Уже перед уходом в Иерусалим, Он показал ученикам принцип перевернутой иерархии, который был подкреплен ритуалом омовения ног: «Вы знаете, что властители подавляют свои народы, и начальники используют свою власть против них. Среди вас так не должно быть, но кто хочет быть большим, тот должен быть вашим слугой, и тот, кто среди вас хочет быть первым, тот должен быть вашим рабом. Сын Человеческий не для того пришел, чтоб позволить людям себе служить, а для того, чтобы служить и жизнь свою отдать как плату за многих.» (Мф. 20, 25 – 28).
Рукоположение – это не только начало родства с Богом
рукоположенных, а еще и праздник, который сопровождается глубоким решением, связанным с пониманием повторяющейся и постоянной задачей служить «властвующей мудрости слова» и заботиться о его «освящающей мир власти». Отношение священника, его стремление соединиться со Христом можно также просто называть верой. Рудольф Штейнер в октябре 1921 года говорил будущим основателям Общины Христиан о взаимосвязи между силой веры и родством: «Вера – это когда в своей душе мы о находим связывающие нас со Христом такие же мощные силы, как те, которые создают в нас кровное родство. Тогда мы найдем путь к единому Христу всего человечества, к такому единому Христу, Который, благодаря Событию Голгофы является объективной причиной для субъективного процесса искупления»[6].
«Религиозное обновление» благодаря жизни священника.
Понимание веры как силы священника, позволяющей ему соединиться с Богом всех верующих, соответствует воззрению о ежедневной религиозной жизни, которая не ограничивается традиционной церковной областью. Уже на протяжении 100 лет жизнь Общины Христиан связана со стремлением к «религиозному обновлению». Благочестие каждого и христианское искусство жизни, как и культовая жизнь и поиск христианской социальности в общине в одинаковой степени служат выполнению этой задачи. Религиозное устройство общины не может исчерпываться самопрезентацией, и лишь тогда оно будет следованием за Христом, когда христианское мышление, чувство и деяние работают ради плодотворного обновления культуры и цивилизации.
Перевод Г. Случа
[1] К. Г. Юнг Воспоминания, сновидения, размышления Zürich/Stuttgart, 1962, Seite 327 на русском: http://www.lib.ru/PSIHO/JUNG/memdreamrefs.txt
[2] Имеется ввиду время между праздниками, когда на алтаре фиолетовый свет – прим. пер.
[3] Дословно – родственный – прим. пер.
[4] Дословно «Использовать, применять – прим. пер.
[5] Wahlverwandschaft – нем. Происходит от двух слов die Wahl –выбор. Die Verwandschaft – родство. Иное значение «Избранное родство»
[6] Рудольф Штейнер Доклады и курсы для христианско-религиозной деятельности II, GA 343, Dornach 1993, Seite 404 и далее ( на нем.)