top of page

Работа с детьми

Дорогие родители. 

Приглашаем Вас и ваших детей в общину Христиан. 

Кроме христианских праздников ( дня Михаила, Рождества, Пасхи) в Общине проводится занятия воскресной школы, а также для детей с 7 до 14 лет детские воскресные службы. 

Мы обязательно все вместе пьём чай. После дети гуляют под присмотром в саду или в парке, а родители приглашаются на родительский круг, где мы обсуждаем предстоящие праздники года : в чем смысл, как их можно проживать с ребёнком и т.д., а также работаем на Евангелием, которое звучало во время детской службы. 

 

Община христиан - это место Открытое для всех. 

Будем рады Вам и вашим детям! 

А летом ждем детей в лагере в Монино (см.видео)

Работа с конфирмантами

к120.jpg
к20.jpg

Конфирмация

 

 

Мальчишки и девчонки (13-14-15 лет), а также  их родители))

 

Хочу позвать ваших подростков в группу конфирмантов.

 

 

В этот непростой для них период взросления, период, когда внешние авторитеты должны отступить и подросток может начать развивать внутренний авторитет, голос своей совести, искать Христа в себе, есть разные возможности поддержать их на этом переходе. 

 

 

Различные занятия, социальные эксперименты, игры, обсуждения, поиск смысла жизни, разговоры, чтение Евангелия, создание разных инсталляций... - все это сможет помочь им на непростом пути становления Человека.

 

В течении нескольких месяцев с ноября  по май намечается несколько (скорей всего пять) встреч в разных городах. 

 

После всех занятий состоится конфирмация. Таинство, призванное, помочь молодым людям перейти из детства в юность, Таинство, благословляющее юность. Принимать или не принимать участие в этом Таинстве - первое абсолютно свободное решение подростка.

 

 

Присоединиться, а также покинуть группу можно в любой момент.

 

Финансы :

 - Община христиан будет рада вашим пожертвованиям. 

- Поездки оплачиваются в зависимости от расценок принимающей стороны.

 

По всем вопросам обращайтесь ко мне :

89633124701 

Анна Гейер, священник Общины Христиан в России

Молодежный круг

Об опыте работы с  подростками и молодежью мировой общины христиан можно прочитать здесь

Встречи   и другие приключения 

Взгляд на межрегиональные каникулярные мероприятия для детей и молодежи. 

К 100-летию Общины Христиан.


Пер. Гр. Случа

 

 

 

 

 

 


Вступительное слово

 

О  брошюре

      Детские и юношеские встречи – в широком смысле – стремление сделать возможным религиозный опыт – это одно из основных направлений в   нашей работы в Общине Христиан. Уже больше 70 лет проводятся детские и юношеские межрегиональные встречи, за проведение которых с 1960 года отвечает «Объединение по социальной работе Общины Христиан»
Само собой разумеется, в течении десятилетий менялся характер этих мероприятий; каждый год ответственные за эти встречи люди проводят заседания осенью, чтобы оценить все сделанное прошедшим летом, и что из того, что мы дали доверенным нам детям и молодым людям, соответствует тому, что они могут   взять с собой для осуществления своей земной судьбы, и как они могут отвечать за то, с чем они столкнулись в конкретной ситуации.
      По прошествии двух лет, когда мы столкнулись с повышенными ограничениями практически во всех жизненных областях, особенно это затронуло все, что связано со школой [имеется ввиду пандемия COVID-19 - прим. пер.] , тем более кажется важным бросить взгляд на педагогический аспект, о котором Рудольф Штейнер очень простыми словами говорил в 1917 году: 
      «Мы все больше и больше приближаемся к тому времени, когда люди в течении всей своей жизни все вновь и вновь будут нуждаться в воспоминаниях о юности. Воспоминания, которые им нравятся, воспоминания, которые делают их счастливыми. Этому систематически должно нужно добиваться с помощью воспитания.».
      В этом маленьком сборнике вы найдете статьи различного рода: отдельные люди, которые организовывали встречи, расскажут о своем особом опыте.  В дополнении будут приведены яркие места из литературы, в мотиве которых видно то, о чем мы чувствуем заботу в нашей работе. И в конце мы собрали несколько анекдотов, которые мы вам не можем не рассказать. Мы будем рады, если вы расскажете родственникам и знакомым о работе «Объединения по социальной работе».             

 

Йоханнес Рот

 

Из каникулярной жизни


«Расскажешь мне еще историю?»


Сюзанна Гедеке


     У каждого предмета есть своя история, и дети с удовольствием слушают её, потому что это означает, что благодаря знакомству и приобщению к ней, дети немного делают мир своим домом: мир   возникает во мне также, как зерно восходит на поле. 
     Иногда даже форма, которая постоянно повторяется, дает такую уверенность и создает доверие. Есть даже одна семья, в которой дети различали пением  и рассказыванием. Если они просили спеть им историю, то это означало, что они хотят слушать рассказанную историю. Это напоминает время, когда барды странствовали по стране и с помощью пения рассказывали легенды…
    В любом случае речь идет о погружении в мир событий, который пробуждает собственную фантазию. Возможно, в качестве слушателя, вы сможете мужественно встретится с неизвестным в защищенной обстановке, и возникнет доверие к собственным способностям. И возникает ощущение, как в сопровождении героев легенд мир остается понятным, жизнь кажется осмысленными и задачи посильными.  
     И действительно, это можно изучить, читая сказки, которые, не оставляя без внимания ни одну тему жизни, какой бы трудной она не была, будь то нужда, болезнь или даже смерть. Но вопросы о судьбе, жизни до рождения и водительства человека в его биографии создают пространство для опыта, где возрастает мужество к жизни. 
     Писатель Гюнтер де Брюн в книге "Радость от чтения"  главе "Как я пришел к литературе" описывает радость от чтения, как он, будучи ребенком, читал различные книги, среди которых он открыл была внутренний мир Рождественской истории Евангелия от Луки. И что в конечном счете мир Карла Мея,  «был противоположностью того, что меня окружало, проектом мира свободы…» в то время как вокруг него разворачивалась Вторая мировая война.  Погружение имело ценность «как упражнение и как переживание многообразий «я», и побуждало к повторению». 
    Никакое свободное время не обходится без истории. Так было и во времена Хильмара фон Хинюбера, который  в истории, рассказываемые им  в течении двадцати лет, был способен вплести реальность своего времени. И даже сейчас помощники, имея доверии к тому, что было подготовлено, ощущают как неожиданно точно соответствует переживаниям группы взятый отрывок из вечерней истории. Часто рассказанное, живущее в детских душах, становится мотивом всех выходных. 
При этом подбирая материал для рассказа, помимо темы совместного отдыха следует руководствоваться тем, что во втором семилетии переживании отделения от мира все больше требует образцов, благодаря которым ребенок может приобрести новое отношение к окружению. И именно в середине детства все больший вес получает большая тема дружбы,  до двенадцати лет обнаружение и изобретения вплоть до деталей имеют значение. К земной зрелости биографии отдельных людей пробуждают собственные идеалы, и благодаря им у молодого человека пробуждается собственный интерес к миру. И это прекрасно, как здесь Гюнтер де Брюн описывает то, как он в рассказе Тони Крёгера о Томасе Манне прочел и вопреки своему другу защищает «собственный (Ichbezogene) способ прочтения» также и по отношению к великому искусству: «Если найти себя – это события, то эта книга была об этом». 
    Также трудно как без песни трудно  представить себе свободное праздничное время   без истории.  – и в 50-ые годы прошлого столетия, так и сейчас. Хильмар фон Хинюбер начал организовывать мероприятия в выходные, чтобы дать недокормленным детям послевоенного времени «душевное молоко». Будучи священником у него было внутреннее убеждение, с одной стороны видеть  центральную задачу Общины Христиан в культе, а с другой стороны выйти далеко за его границы, чтобы стоять в центре жизни. Таким образом несомненно он был – вместе с Альфредом Шрейбером – в качестве  основателя работы с детьми и молодежью ведущим социальным пионером. При этом рассказывая он говорил о себе как о сеятеле: независимо веры в успех и эффективность начинания, сделать все, чтобы подаренное им зерно проросло в другом.

 

 

 

 

 

 

 

Сеятель, сей
Вопреки сорнякам и воронам.
Сеятель, сей
Все, что сильные руки посеют
Солнце и дождь пусть любовью согреют - 
Семя   умрет и взойдет. 
И когда знойное лето пройдет, 
Время пожать урожай придёт – 
В молитве мы Землю восхвалим.
Слой за слоями взрывает твой плуг
Целительно дышит Земля вокруг
Ожидая посева - свершенья
Душа – это поле, а ты - господин
Его ты вспаши и посей на нем вечное семя
Хочешь увидеть колосьев златых урожай
Тогда отдыхать и лениться не время.
Сеятель, сей
Вопреки сорнякам и воронам, 
Сей.
Хильмар фон Хинюбер, (перевод Г. М. Случа)

 

 

 

 

 

Детская игра!


Себастьян Отто

     «Нельзя ли немного с детьми поиграть в игру. Наш поезд опаздывает на 15 минут». 
     «У нас кавардак,» - думаю я. - «Полный перрон, усталые, изнеможённые дети, и 15 минут, а для чего? Для игры? Но какой? И зачем?»
    Тот, кто сегодня ищет игру, находит изобилие предложений: игры на знакомства, командные игры, спортивные игры, ролевые игры, игры на доверие и многое другое. Нам как правило также сообщают, какие компетенции ребёнок приобретает благодаря соответствующей игре: от тонкой моторики вплоть до логического мышления, и мы можем точно увидеть, что с ребёнком происходит, если он играет в эту игру.
    Также для проведения досуга детей и молодёжи много место уделяется игре, но если Вы спросите, но если вы спросите, чему дети должны научиться, то честный ответ таков: "Ничему".
Также как важно объяснить, какая компетенция развивается благодаря той или иной деятельности, также и важно освободить настоящую игру от «постановки задач». Сущность настоящей игры раскрывается именно в её (кажущейся) бессмысленности: чем более игра непосредственна, свободна и бессмысленна, тем больше веселья и лёгкости находят в ней дети и молодежь. И всё же это не означает, что она лишена правил и формы, напротив: вы ставите именно те рамки, в которых может проявиться свобода.
    Если мы хотим освободить себя от задачи приобрести с помощью игры компетенции, то мы расширяем свой взгляд на игру как на целительное средство для общины. Только тогда раскрывается то, что может создать игра. Это может исходить из конфликта, это может привести к покою, это может объединить общину. Не потому, что мы этого хотим, а потому, что это часть игры. Там, где это удаётся, там дети, конечно же, учатся кое-чему: они учатся смеяться, падать, вставать, бушевать, кричать, молчать и слушать. Но не потому, что это цель игры, но потому что это путь к общине. 
    «Подойдите, ка все сюда,» - кричу я – «мы будем играть в немецкую железную дорогу, садитесь все здесь в круг». 
     Удивлённо они сели, я один стою в середине, и рассчитываю детей на группы. 
    «Ты кондуктор, ты ICE, ты плацкарт, а ты опоздание.». 
    Потом всё начинается сначала.  В действительности это приятный кавардак с железнодорожными понятиями, и на «Немецкой железной дороге» все должны менять свои места, все копошатся, Пауль три раза падала и каждый раз смеясь вставал - это хороший знак. Когда наконец пришёл поезд, мы научились понимать, как это прекрасно - опоздание.


Молитва с детьми и молодежью

 

Клаудио Холланд


     Когда я спустя много лет в рамках организации работы с молодёжью предложил впервые провести мастер-класс по теме: «Молитва с детьми и молодёжью», меня спрашивали, как у меня получается это организовывать. Для многих людей уже вызовом является молиться самим: «Как я это делаю? Не нелепо ли серьёзно хотеть этим заниматься?» Многие люди возможно переживали, что, когда они были маленькими с ними вместе молились, к примеру, перед едой или вечером перед сном. Но когда к ним приходил другой ребёнок и сопереживал это с ними вместе, требовалось сохранять определённое самосознание, бодрости духа.
    Итак, тому, кто столкнулся с вызовом, во время летних каникул, к примеру, в группе с десятью детьми вечером говорить молитву или на вечернем кругу, где присутствуют тридцать подростков произнести изречение, сделано это хорошо, если прежде поймёт по отношению к самому себе: "Как я сам прихожу в состояние покоя? Как я нахожу доступ к содержанию, которое нельзя понимать, как «текст» в смысле информации, но как то, что поможет мне из повседневности подняться в область, где слова станут пищей?"
   То, что для одного совершенно новое решительное действие, для другого может быть неудобной темой, потому что это связано с детскими воспоминаниями о моральном давлении, или воспримется им как надоевший, внутренне пустой ритуал. В любом случае может быть полезным поискать новый внутренний подход к процессу молитвы, прежде чем вы захотите заняться этим заняться с детьми и молодежью. Потому что они тотчас чувствуют, если вы не погружаетесь в это внутренне и действуйте только из заданного чувства выполнения долга.
Не мало людей, будучи сопровождающими, во время организации свободного времени в Общине Христиан впервые в своей жизни сделали шаг в этой области, который для них был порой шаг в неизведанное. Не мало из них в рамках таких мероприятий нашли новый подход к религиозной жизни, после утраты и исчезновения "детской религиозности". Для многих подростков и молодых взрослых это стало причиной, новое создать новое отношение к молитве, потому что исходной точкой был не вопрос: «Что это даёт мне самому? Верю ли я сам?», но потому что внутренне мы задаётся вопросом: "Как я могу построить мост к сверхчувственному для других, для молодых людей, которые мне доверены на короткое время, за которых я несу ответственность? Как я могу им помочь, читая изречения утром и вечером, чтобы они ощутили глубину мира, чтобы душа смогла стать богаче?»
    Не мало детей, которые во время каникул, где они занимались верховой ездой, впервые встретились с молитвой не как с чем-то устаревшим, формальным, а как с тем, что непосредственно даёт побуждение для жизни, и они затем они дома требовали от родителей продолжать эту традицию. И подростки, которые во время похода на вёслах вечером от своих сопровождающих слышали прекрасное изречение, которое делало их сильнее, затем, - не говоря об этом родителям - тихо продолжали его произносить для себя.
Молитва во время проведения досуговых мероприятий с детьми и молодёжью, это не религиозный декор, потому что это нужно для церковных каникул. И это не происходит потому, что «нам так привычно».  Это источник, суть которого не только не устаревает, но благодаря которому развеивается пыль традиций, и который требуется для раскрытия нового. Тогда  этот источник может стать родиной для детей, подростков и молодёжи, которую всюду можно взять с собой, и иметь возможность посетить и найти её при всех возможных ситуациях: благоприятных и неблагоприятных, во время приятных и ошарашивающих своей новизной моментов.
     Во время одного семейного мероприятия совместно со всей общиной родителей и детей, мы говорили произносили  завершая вечер стоя  одну строфу из известной францисканской молитвы:


Господь Мой, славлю я Тебя тиши
Твоих трудов безмерной красоты
Во имя Месяца и Звёзд прекрасных
Которые, о Бог мой создал Ты.
Они сияют мне во тьме ночи,
Покой мне сердце утешает.
Я вверх смотрю,  и радостный их свет
От боли тяжкой он меня освобождает.
В сиянье звёзд
Мне вечность говорит
И как бы не менялись времена
Всегда она мне утешение сулит.


   У меня у самого был опыт, как мальчик предпубертатного возраста, чья религиозность начинала разрушаться, благодаря этим строкам, которые описывают божественное через восхищение звёздным небом, в течении нескольких лет вновь нашёл внутреннюю родину. 

   

 

Однажды мы сможем сделать это иначе...

 

Георг Шаар 

     Во время проведения каникулярных мероприятий, я, будучи студентов много лет руководил большой группой детей 8 до 10 лет. Уже имея опыт, я знал, что так организовать сопровождение детей,  чтобы в течении двух запланированных недель смогла возникнуть по-настоящему дружная, во всём сплочённая группа вовсе никакая не незначительная задача. Во время подготовки это становится главной мыслью, которая определяет, какие истории я буду рассказывать истории,  так и работу руками, поведение за столом и т. д.

   За неделю до начала пришло длинное письмо от одной матери, которая с искренней заботой за своего нежного мальчика, описывала то, как следовало бы обходиться с ребёнком, чтобы суметь пережить эти две недели.  Само по себе это превосходно, заранее быть посвящённым в особенности ребёнка. Но в этот раз интерес от чтения смешался с определённым непониманием: там описывался длинный вечерний ритуал, который якобы необходим, чтобы ребенок лучше засыпал. Попыталась бы эта мать однажды, чисто практически представить себе, как при обстоятельствах, в которых проводятся каникулы, это должно было быть сделано, имея в распоряжении всю  группу детей. Не говоря уже о том, что время на укладывание спать не вечно, встаёт вопрос: в каком положении окажется мальчик, если я на глазах у других каждый вечер буду с ними проводить специальный ритуал.  С грустными мыслями я положил письмо к документам.

   Но в день прибытия передо мной стоял по-настоящему маленький, белокурый паренек, под постоянной опекой заботливых родителей. Так сильно меня впечатлила эта первая встреча, однако я не мог избавится от тревоги о том, как нуждающейся в помощи и защите ребенок сможет гармонично взаимодействовать с грубыми товарищами. Коротко говоря: не были ли передо мной ребенок, которому угрожала опасность стать жертвой других. Я знал из опыта, что непрерывно заботится невозможно, а если сделать шаги в этом направлении, то это могло бы привести к тому, чтобы усилить «роль жертвы».    Уже в первый полный день каникул, моё беспокойство подтвердилось.  Это началось с незначительного подтрунивания, на которое мальчик реагировали таким образом, что побуждали других на более серьёзные «действия». С моей стороны я пытался, настолько, насколько это возможно, его защитить, но в пределах определённых границ. К вечеру это усилилось: в остальном очень дружелюбный мальчик загнал его в угол, и всё стало разворачиваться очень быстро. Если до этого он всё время убегал, то на миг лицо ребёнка стало красным, повернулся к своему «мучителю», упал вперёд на обалдевшего противника и бросил его на землю. В короткой драке он сохранил превосходство, и через короткое время они вновь разошлись по разным углам. Что могло значить это происшествие? 
   И насколько сильно я был поражен, когда к вечернему кругу они пришли тесно прижавшись друг к другу и весело подпрыгивая. Я должно был увидеть нечто поразительное - всякий раз блондин говорил грубым голосом: «Мой друг». Я должен был удовлетвориться этим коротким объяснением. И я был удовлетворен и мне стало несказанно легко.
   Мы провели прекрасные каникулы. Группа ребят вместе с маленьким мальчиком проявила редкую сплоченность и искреннюю дружбу. Конечно, уже больше не чувствовалась потребность в защите. Благодаря своему новому другу его отношения с другими детьми выровнялись и стали дружественными. Ребёнок сделал важный шаг, способствующий его изменению.
Остаётся добавить, что при прощании это почувствовали и его родители. Когда они его встречали, они поспешили к нему с желанием защитить, думая о тех трудностях, которые, по их мнению,  за две прошедшие недели должен был бы пережить ребёнок. Мальчик увидел, что родители идут к нему в таком настроении, незадолго до того момента, как подойти к ним, внезапно развернулся и пошёл к своим друзьям. В конце каникул они должны были принять другого ребёнка, а не того, которого привели. Я думаю и надеюсь, что эта короткая боль на протяжении последующих нескольких недель перерастёт в большую радость о поразительном шаге, который мальчик сделал в своём развитии.

 

 

 

 

Горы в качестве учителя

 

Йоханнес Рот

   Прохладный августовское утро на высоте 1600 м. над уровнем моря. Каменная плита перед входом в дом холодна, короткая трава сзади на лугу влажная. Дети, одев походные ботинки и упаковав рюкзаки, выходят на улицу, чтобы собраться и намазаться защитой от солнца, другие уже все сделали и занимаются гимнастикой на качелях-козлах (Schaukel – Gestell) на спортплощадке рядом с домом, другие дежурят на кухне или упаковывают, или завязывают инвентарь… Помимо этого гомона доносится шум деревенского колодца, который стоит в нескольких шагах от дома, ледяной водой которого мы все наполняем наши фляги – И наконец в 9 часов утра, все дети стоят и вся команда взрослых стоят  в кругу. 
   С юга есть своеобразный балкон-тераса, откуда есть спуск вниз в Инн, вблизи напротив него возвышаются громадные горы, чьи вершины освещены солнцем. Где-то лежит снег от ушедшей жены, вдалеке даже возвышается большой ледник. 
   Мы совместно произносим отрывки из монолога Фауста в начале второй части, начинающийся с прекрасных слов, которые правильно показывают то, как надо приветствовать новый день: 


Опять ты, жизнь, живой струёю льёшься,
Приветствуешь вновь утро золотое!
Земля, ты вечно дивной остаёшься:
И в эту ночь ты в сладостном покое
Дышала, мне готовя наслажденье,
Внушая мне желанье неземное
И к жизни высшей бодрое стремленье. 
[Здесь и далее приведен  перевод Н. А. Холодковского]

    И дальше говорится о том, как точно должно быть описана та ситуация, в которой в данным момент мы находимся:


А там, вверху, зажглися гор вершины, 
Зарделись, час веселый торжествуя.
Вы прежде всех узрели, исполины,
Тот свет, который нам теперь сияет!
Вот вот холмы и тихие долины
Веселый луч повсюду озаряет, 
И ниже все светлеют очертанья.


    Затем мы отправились в поход, причем самые маленькие дети помчались вперед, в то время как старшие шли сзади, образуя группы и весело разговаривая. Широкая проезжая дорога шла через лес, состоящий из кедровой сосны, лиственницы и сосны: уже едва ли чем через полчаса наша группа довольно сильно рассосредоточилась, так что ушедшие вперед ждали у крутого поворота. При этом существовало правило, что пауза начинается только тогда, когда придут последние, некоторые же из тех, кто ушли вперед, хотят уже достать еду из ланч бокса. Путь, который перед нами, на всем своем протяжении хорошо изучен, и там далеко над зелеными кронами, которые находятся выше верхней границы деревьев, есть нечто прямоугольное – горный приют – наша сегодняшняя цель: «Чего мы хотим там, наверху». Путь, который позже переходит в тропу, очень разнообразен, и здесь есть много, чего можно посмотреть, к примеру некоторых орлов, кружащих высоко над долиной Инн, позже нам попались сурки, копошащиеся на лугу, загорающие на солнце – или, если они ощущают опасность, после пронзительного свистка исчезают в своей норе. 
    Во время первой паузы все сидели на одном камне, и помощница рассказывала нечто о жизни этих зверей и их долгом зимнем сне…Сейчас полдень, и мы дошли до хижины. Здесь есть источник, который приглашает поиграть, и не мало тех, кто по пути громче всех жалуются на усталость и которые теперь хотят поучаствовать в «водяной битве». Это важнейший опыт, который мы здесь пережили: снизу это выглядело далеким, но следующий шаг все же возможен, и после множества последующих шагов в конце концов оказываешься наверху и в награду наслаждаешься прекрасными видами. Виктор Франкл – психолог и выживший в концентрационном лагере, был страстный альпинист и покоритель гор; в соответствии со своей профессией, он высказал глубокие мысли о таком опыте. 
   «В боевых искусствах присутствует конкуренты и соперники, но альпинист конкурирует и соперничает только с одним человеком – с самим собой. Он требует этого от себя, требует от самого себя, он спрашивает с самой себя, результата, и – возможно, если это необходимо – отказа от результата. Итак, мы там, где альпинизм становится духом времени, а точнее говоря, где идет речь о духе времени. Ведь кто сегодня выставляет требования к себе, даже результатов? И не каждый ли чувствует, что от него много требуется? […]Человеку требуется… напряжение, и самое главное, что ему требуется, самое выгодное для него то напряжение, которое устанавливается из-за силового поля между человеком с одной стороны и целью с другой стороны, которую он ставит, задачей, которую он выбрал, или – как сказал Карл Ясперс – «вещью, которой он сделал своей».
  После хорошего отдыха мы задаем вопрос, кто хотел бы идти дальше, потому что, идя в этом направлении, потому что выше хижины мы направляемся к  местной горе, высота которой превышает 3000 м, вначале идет тропинка, затем долгое бездорожье по насыпи, ориентируясь только благодаря так называемым «сооружениям из камней». Маленькая группа вскоре начинает путь и через час поднимается наверх, потому что время все же ограничено, но поднялись на значительную высоту, откуда открывается поистине величественный обзор. Теперь опять отдых, ребята доедают свой запас, и в беседе вдруг возникает просьба одной девочки, юной участницы:
     «А можем мы сейчас пять минут посидеть в полной тишине»
      И после того как действительно удается, посидеть некоторое время в молчании, возможно именно потому, что она не была взрослой, который начал бы молиться. В этой тишине каждый присутствующий мог остаться наедине со своими мыслями, которую были вызваны этими волшебными впечатлениями…


    То, о чем здесь сказано, это переживания, взятые из многих каникулярных путешествий с детьми от 11 до 14 лет, которые происходили в маленькие деревни Бо-ха в Энтгадине, начиная с 2009 года. Один раз во время разговора во время вечернего завершения дня за день до отъезда, на вопрос, как можно в двух словах сказать о самом прекрасном из того, что было пережито, один 13-летний ребенок сказал: «Что не было ссор». Я убежден, что достижение прежде всего стало возможно молчаливому и грозному присутствию наших «учителей» - гор. 

 

 

 

 

 

 

 


Встречи – у судьбы есть имя

 

Ульрих Гёбель


    Сцена: Приезд в детский лагерь. Дети выходят из машин, некоторые приехали с вокзала, довольно много возни; многие смотрят вокруг себя, присматриваются, некоторые пугливо, некоторые с любопытством. Вскоре обнаруживается группа из 13-летних девочек, который тотчас же начинают говорить друг с другом, и отныне двигаются по двору по сути только вместе. Как позже выяснилось, это были девочки самой старшей возрастной группы. Никто не сказал им об этом.  Это продолжалось вплоть до последнего дня: группа существовала самостоятельно, было необходимо только минимальное участие со стороны взрослых; девочки много говорили друг с другом, принимали участие во всех мероприятиях, выдвигали свои собственные идеи. Во время разговора за столом речь заходит о том, что девочки делают удивительное и счастливое открытие: у каждого из нас есть своя история, свои собственные задачи, и мы можем само собой разумеется обогащать друг друга: каждый может быть таким, какой он есть, каждый будет принят такой, какой есть.     
     Во время детских каникул — это не массовое явление, но всё же оно происходит с прекрасной периодичностью в различных формах: у детей, которые живут и растут далеко друг от друга, при встрече формируются крепкие отношения, дружба, которые позже у них продолжаются, несмотря на то, что они живут далеко: они ходят друг к другу в гости, посылают письма, подарки, бандероли и т. д.  - и живут в предвкушение встречи следующим летом. 
   В подростковом возрасте это также случается, даже ещё гораздо более интенсивно. И в этом возрасте человек сильнее отражает то, что происходит, и понимает значение этого, начиная с фразы: «Здесь я могу быть тем, кто я есть на самом деле. Здесь я не должен играть никакую роль» вплоть до утверждения после короткого времени, проведённого молодёжной конференции: "За такое небольшое количество времени у меня было здесь столько важных разговоров, сколько в иных случаях у меня не было за целый год" и вплоть до ошеломляющего замечания, пронизанного ощущением полной свободы: «Здесь я наконец нашёл людей, с которыми я могу обсудить  глубокие, внутренние, религиозные и спиртуальные вопросы».
   Детские и молодёжные лагеря, молодёжные конференции оказываются тем местом и временем, той возможностью, судьба может использовать и очевидно использует, чтобы собрать людей, которые подходят друг для друга, но которые в ином случае, живут в других, часто далеко удалённых друг от друг от друга местах. Иногда благодаря встрече на короткое время остаётся переживание: «Есть люди, которые разделяют мои мысли». Иногда возникает дружба на годы или даже союз (Konstellation), благодаря которой организуются  и воплощаются другие конференции, лагеря и иные проекты.
    Детские и молодёжные лагеря, молодёжные конференции для многих стали ответом на своего рода глубокое одиночество - одиночество, которое неоднократно болезненно переживают в ищущие спиритуальность  люди в наше время, определяемое внешними рамками и внешними отношениями.
   Создадим ли мы в будущем   время, пространство  возможность для таких мероприятий. Они необходимы.  Крайне необходимы. 

 

 

 

 


Как учиться кататься на пенни-фартинге

Фрида (10 лет)


Сперва необходимо научиться кататься на моноцикле. И если вы суперски катаетесь на моноцикле, тогда только можно учиться ездить на пенни-фартинге.  Вы берете пенни-фартинг и ставите его таким образом, что, когда вы на него садитесь, головой смотрите в стену. Затем вы просите помощника поставить одну ногу перед шиной. Должна быть педаль сверху и снизу. Тогда, если левая педаль снизу, правая нога ставится на шину.  Левую ногу ставите на левую педаль, правую ногу - на правую и затем садитесь в седло.
Где-то могут кататься два человека, которые хорошо между собой ладящих. Если это удастся, то просто катайтесь! 
Сначала вы можете ездить на короткие расстояния, как на нормальном моноцикле, но затем вам это удастся. Но если имеется пенни-фартинг, на котором вы умеете ездить, то можно делать круги вместе, и делать иные вещи вдвоём или со множеством людей.


(Фриде было десять лет, когда она в течении каникул научилась кататься на пенни-фартинге. Её ноги на тот момент были 70 см. длинной; сиденье пенни-фартинга было выше чем сама Фрида, а именно находилось на высоте 150 см.) 
 
Дорогой помощник и руководитель лагеря! 
Спасибо за ваше письмо. К сожалению, вчера я не смогла прийти, но с большим удовольствием хочу Вам послать ответ на загадку. Я думаю это ЦИРК!
Я в предвкушении циркового лагеря в Лëше. Я в любом случае, возьму с собой мой моноцикл, я учусь кататься одной ногой. Я также учусь жонглировать, потому что три меча падают часто вниз.
Надеюсь, будет прекрасная погода!!!
Всего лучшего, ваша Виола.
[В оригинале брошюры был опубликован скан написанного от руки письма с детскими рисунками]               

 

 

 
Из мировой литературы


Дружба


Януш Корчак

      Если два мальчугана решают подружиться, тогда я пытаюсь заранее угадать: 
«Наверное через месяц или через полгода у них будет ссора?». Теперь мне чаще удаётся правильно угадать, но не всегда. Всё так загадочно так сложно понять, так много тайн здесь скрыто.
      Я спрашиваю его только:
«Он тебе нравится?» И он отвечает:
«Для меня он самый прекрасный товарищ».
Он знает даже ошибки другого: 
«Впрочем, для меня он не особенно дорог, но мне он нравится; мне с ним хорошо»
    Изредка попадается кто-то, кто по отношению к другим не любезен, ведёт себя нехорошо и не внимателен. Кто-то доставляет взрослым много печали, но сверстники принимают его тепло, и он хорошо находит общий язык.
   Иногда достаточно быть похожим в чём-то одном - и они уже нашли друг друга. На долгий или на короткий период. Не каждый любит перемен.
    Много я встречал странных дружеских отношений. Спрашиваю я к примеру «Почему он тебе нравится?» 
«Никто не может его вынести, это должно быть так страшно, быть совершенно одному.»
«О чем вы говорите, когда вместе?»
«О разном. Иногда я даю ему совет, как он себя может изменить.».

    Взрослые иногда неправильно боятся, что плохой мальчик испортит хорошего, и также неправомерно выдвигать требования, что хороший должен благоприятно влиять на плохого. Мне кажется не следует ни ставить запреты, не выдвигать требования. В большинстве случаев следует даже остерегаться задавать вопросы, потому что навязчивые вопросы только запугивают, порождают недоверие и антипатию. Я хочу лучше знать об этом мало, но правду.
   Один знает, как действовать таким образом, чтобы помочь другому, занимают совместно деньги, обмениваются чем-то или заключают пари, делают подарки или получают их. Один владеет именно тем, что в данный момент необходимо другому, у одного чего-то больше, а у другого меньше.   И часто не знаешь точно, что это: дружба, взаимная забота или группа по интересам. Часто они  не очень нравятся друг другу, но вынуждены быть вместе, потому что врознь им тяжело суметь что-нибудь предпринять. 
«Он тебе дорог?». 
«Да, нет. Не особо?» 
«Но вы уже долгое время вместе?»
«Ну и?» 
     Если я как-нибудь спрошу мальчугана, то он будет казаться тихим и ответит разумно, но его друг знает, что у него бывает как хорошее настроение, так и гнев, он может быть грустным, так и способным на безумные шалости, печальным и обиженным, он знает, что другой может дать и что он может взять.    Не удивительно ли то, что друг друга они знают лучше, чем я их? Постепенно каждый из них самостоятельно учится осторожности; чужие правила жизни при этом помогают меньше всего. [... ]
    В связи с этим я хочу предложить только одно правило жизни:
«Не будь трусом, открой своё сердце и скажи прямо, если ты этого не хочешь. Не стесняйся просить о помощи, если ты один не знаешь, как помочь.».
Из Януш Корчак «Право ребёнка на уважение», Vandenboeck, Göttingen, 1970.  (перевод с нем.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сказка для маленьких

Януш Корчак

- "...Там стояли они, братишка и сестрёнка - оба маленькие сироты, и смотрели вокруг себя; и что они видят - они высматривают маленький дом.
Он спрашивает:

 - Почему он маленький?
И она отвечает: 

  - Я  не знаю
Она действительно не знает, кто живёт внутри. Маленький дом, маленькие окна и маленькие двери, маленькая дымовая труба на крыше и из неё идёт дымок. И маленький мальчик, и маленькая девочка стояли перед ним и смотрели на него, и держали дру друга за руки. Тут внезапно появились гномы, которые несли клубнику в своих маленьких кастрюльках. Вы вероятно думаете, это были совершенно обычные гномы? Нет. У этих гномов были маленькие крылья".
- Белые. 
- Конечно, белые. Абсолютно точно белые. Но возможно, у гномов были голубые или розовые крылья...
- Не-т.
- Ну, нет, так нет, если тебе это не нравится. Ты можешь выбрать цвет, какой ты захочешь. Итак: "Гномы несли маленькие зелёные кастрюльки, внутри которых была красная малина".
- Клубника
- Клубника. Я ошибся. И у них были маленькие белые крылья.
- Как маленькие ангелы.
-Хмм. Да. Белые  как у маленьких ангелов, белоснежные, и у них чистые руки. Они моют руки и лицо. Гномы моются с удовольствием. Ты бы не хотел тоже обладать маленькими крыльями.
- Нет
- Почему нет?
- Я не хотел бы.
- Но тебе разве от этого ничего не будет? У человека могут быть маленькие крылья, но он не полетит, если не захочет...
- Расскажи дальше!
- Хорошо. Но ты очень старомоден. Посмотри, у птиц есть крылья, крылья есть у мух, у бабочек и у пчел.
- А что это у тебя тут за шар?
- Это микрофон?
- Да?
- Да! Своего рода телефон... У гномов чистые маленькие носы и уши. У собаки, к примеру, нет носового платка. Она высовывает язык, лижет нос и он уже чистый. Муха моет себя с помощью своих ножек и маленькая кошка..
- Я уже однажды видел, как кошка вытирается с помощью лапок.
- Я однажды видел: как воробей купался в песке чистила себя кошка.
- Я это видел уже сто раз. И кошку звали Морусек[... ]
- Я не переношу печальные сказки. Рассказывай дальше
- Хорошо. «Гномы смешно играли друг с другом. Они весело размахивали своими розовыми крыльями»
- Белыми.
- Белыми. Я ошибся. Прости.
- Ты меня любишь?
- Больше, чем человек способен любить. Больше, чем позволяют силы.
- Ты говоришь бессмыслицу. Говори со мной нормально.
- Но я говорю нормально. «Любит ли тебя Мария, мой драгоценный, мой любимый больше, чем это возможно». Это классическая цитата из Мальчевски (1793 - 1826))
- Я это не понимаю.
-  Можно ли я буду дальше рассказывать  о гномах...
- Ты уже не сердишься на меня?
- Почему я должен сердиться?
- Из-за вчерашнего шума.
- Нет, я только печалюсь, что у тебя горе и твоя мама так громко ругалась на...
- Мама злится на тебя.
- Почему?
- Ты так громко храпел, что было слышно за стенкой.  Мама закрыла окна и не могла спать, и она поставила кровать к другой стене.  И тогда мама заснула. Но я не видел, потому что я уже спал. И мы проcтили себя, нет, мы баловались в другой комнате.  Рассказывай дальше.
- Итак: "двое маленьких сироток стояли 
там и смотрели, и гномы весело летали вокруг с помощью своих маленьких зелёных крыльев". (Пауза)
- Почему ты ничего не говоришь.
- Потому что ты думаешь о другом и меня не слушаешь.
- Я тебя слушаю.
- Но я сказал "с помощью маленьких зелёных крыльев",  и ты меня не исправил, хотя и знал это.
- Я тебя уже исправлял, и говорил об этом, но это не приносило пользу. Я должен говорить об этом сотню раз?
- Нравится ли тебе сказка?
- Да. А знаешь, о чем я думаю?
- Да [...]
- У меня горе, о котором никто ничего не знает. Мама и папа тоже; даже моей кукле я ничего не говорил. Но тебе я расскажу об этом.
- Пожалуйста, не говори, стены имеют уши.
- Ты болтаешь глупые вещи.  Это будет безобразно, если я скажу: "Ты болтаешь". Детям это можно сказать, но маме или взрослым нельзя - ты считаешься невоспитанным. Но другие постоянно говорят: "Иди прочь, ты малыш, ты не можешь с нами играть, ты ещё очень маленькая. Ты этого не можешь - ты маленький". И один мне сказал: " Ты описаешься". И им всё равно, что мне стыдно. И это помимо всего остального. А я - я уже большая девочка. Я лучше хочу быть куклой, потому что она всегда плачет (вздыхает). А ты храпишь и не замечаешь ничего, потому что ты спишь. Я тоже ничего не замечаю... [... ].
- Однажды один мальчик хотел побегать в платье. У тебя вчера вечером была ссора, потому что ты не хотела умываться, а мальчик именно утром не хотел одеваться. Его мама уже думала об этом.   Его мама думала о том, что здесь есть проблема. Он рассказал мне эту тайну: он лучше хотел быть девочкой, потому что девочки гораздо послушнее; и поэтому он не хотел ходить в своих мальчишковых штанах, потому и хотел он носить платье и быть вежливым. [... ]
- Мне нравится говорить с тобой [... ]
- Сказка о гномах легка и безобидна; правда о гномах важна, но она не простая. Сказку о гномах можно начинать, и затем не рассказывать до конца; это не имеет значения; но кто начинает с истины, для того плохо не доводить дело до конца.

    Замечание: Если ты начал рассказывать сказку, тогда сделай всё, чтобы до рассказать её до конца. Сказка может быть введением к разговору или же разговор и сказка могут друг с другом быть тесно связанными. Продолжение только по желанию. И одну и ту же сказку можно часто повторять.


Из: Януш Корчак, Право ребёнка на уважение, Vandenhoeck, Göttingen 1970    

 


Наблюдайте детей, с которыми живете вместе

 

Януш Корчак. 

   - Вы не заметили, что походка ребёнка изменилась? 
   - Да, точно: она ходит вперёд, как обиженная принцесса. Это доводит меня до отчаяния, иногда до бешенства. Она тащит ноги за собой, как будто ей сто лет или она бог знает, как устала.». 
    Не доказывает ли это, как тесно срослись между собой мир духовных проявлений и физиологические обоснования? 
   Ошибаются те, кто считают, будто бы я изменил медицинской науке, когда оставил больницу ради работы в интернате. После восьми лет работы в больнице я достаточно убедился в том, что всё, что не делается спонтанно, как    попадание под машину или проглатывание гвоздя, может быть понято только благодаря многолетним клиническим наблюдениям.  Это не может быть понято с помощью единичных наблюдений, как катастрофа болезни, а наблюдая за этим ежедневно, в том числе и в светлое время его благополучия.
Из Януш Корчак, Как следует любить ребёнка, Vandenhoeck, Göttingen, 1972

 

 

 

Доверие


Карл Цукмайер


   Между деревянными досками, которыми был покрыт подиум старого железнодорожного моста в Майнце, зияла длинная трещина. Доски ужасно пахли сажей, животными, смазкой, и ребёнок забывал о сирени и каштанах в городском парке и из трещины тянуло холодом. Трещина была слишком узкой, чтобы в неё провалиться, в ней не мог застрять ботинок, в неё едва входил кончик зонтика. Но под ней была глубина. Это была такая неописуемо пугающая глубин, которая едва ли кому-нибудь снилась, которая отпугивала и притягивала, так что это чувствовалось позвоночником и желудком, когда всё твёрдое, всякая почва и опора, сама земля с бешенной скоростью ускользает прочь под подошвами, когда ты себя чувствовал, как крошка на тарелке, которую всасывает в себя сточный слив. Сам мост с железными арками величиной с дом, казался ребёнку бесконечным, никогда не прекращающимся, один  конец теряется за спиной, а другого конца не видно и с небом и горизонтом то же, как будто бы всё перевернулось, и ты ходишь вниз головой. Смертельный страх прокрадывается в сердце. И тут слышишь над собой голос отца: «Когда я был маленьким мальчиком,» - говорит он смешным, почти растерянным голосом – «и должен был первый раз идти по мосту через Рейн, я был страшно напуган, потому что я не знал, как крепок этот мост.  Я кричал и начал плакать и все люди надо мной смеялись.» Вы подозрительно коситесь на него, не понимая того такта и нежности, с которым мужчина вам это говорит, который из благородства даже врёт, чтобы облегчить страх ребёнка: потому что, когда он был маленьким мальчиком, моста еще не было И вы смотрите на него со здоровым недоверием ребенка, который прежде всего учуял дьявольский задний смысл в шутливом тоне взрослого, скрытую ловушку. «Подумай,» - голос продолжал всё же говорить совершенно серьезно – «они должны были перенести меня через мост, и я защищался и барахтался, хотя мне было четыре года. Но ты мог бы сам перебежать, тебя никому не нужно нести!» И большая тёплая рука сжимает тебя крепко и сильно маленькую руку, которая, вероятно, была холодной и дрожащей.   И страх становится меньше, уступая место лёгкому испуга, в котором присутствовала привлекательность и острое любопытство, и сосущее чувство головокружения смешивается с тайным желанием и начинает ощущаться мечтательно-гордая, отчаянная радость. А если бы прошел поезд. Выдержали бы это мостки? Идет поезд и весь мост дрожит и качается, гудит и гремит, в течении минуты ты покрываешься дымом и чадом, как будто бы прошёл через ад. Но страх уже позади, и он не приходит вновь.  Маленькие ноги шагают дерзко и весело рядом с щелью. Бесстрашно ты смотришь сквозь, вниз — это первый, первый осознанный взгляд на Рейн.

Цитата из: Карл Цукмайер: - «Как будто бы часть меня. Воспоминания» Frankfurt am Main 1969, S. 107.

 

Разное

«... Человек получает мужество испытать себя...»

Из писем к одному из  организаторов


Бывают Дни Рождения, которые выпадают на летние каникулы. Для ребёнка это «судьба», некоторые этому радуются, другие печалятся от того, что этот день они никогда не могут праздновать со школьными товарищами. Одна женщина, которая в течении многих лет руководила проведением летних каникулярных мероприятий, разделяла эту судьбу, и в её случае это происходило таким образом, что её День Рождение постоянно выпадал на то время, когда она была в кругу подростков и молодых взрослых.  Когда недавно у неё был юбилей она получила ряд писем от тех, кто там был. Некоторые из них здесь следует процитировать (само собой разумеется, анонимно, потому что, хотя в них говорится о личном, выражает себя сверхличная точка зрения!


«В то лето я впервые приехала Люше. Сначала у меня был огромный страх, что я не смогу вписаться в то, что там происходит. Но с этим страхом было покончено в первые же часы. В это первое лето у меня впервые было ощущение детства и того, что я действительно молод. За тот след, который оказал влияние на моё развитие во все наши летние встречи, и за всё что происходило во время и вокруг молодёжных конференций я благодарен тебе как за существенную часть твоей великолепной работы. Ты постоянно создавала видимые рамки для того, чтобы люди имели мужество  испытать себя и открыть так много нового».

***

   «В мои первые театральные каникулы, когда мы ставили «Парсифаля», ты рассказала мне об Артуре Шнитцере, который сказал: "Мы постоянно играем, кто это знает, тот умён» [Оригинал: "Мы все играем, кто это знает, тот умён."  Я этих слов никогда не слышал, и они произвели на меня впечатление. С одной стороны, эта мысль прежде так или иначе приходила ко мне в голову. Но, с другой стороны, я замечал, также и во время каникул, что у меня возникало сомнение, можно ли так говорить. Потому что я до сих пор не могу отделаться от мысли, что игра может быть только «притворством».
   И тем больше я учился, особенно во время последнего и нынешнего культурного лагеря, тем сильнее я понимал,  что это может означать.
   То, как ты понимаешь организацию лагерного пространства, и показываешь это нам, открывает мне [...] величие и широту мира, и одновременно это не что-то подавляющее, заставляющее людей молчать, а нечто, что создаёт пространство, в котором люди могут по-настоящему действовать творчески. Сказать «творчески» — это сказать не полно, я замечал, как наполнены дети и мы, когда заканчиваются каникулы.
   Постепенно я начал понимать, что может означать душевная пища. За это я тебе очень благодарен, потому что моё «понимание игры» невероятно расширилось, и возможно это сделали меня стремящимся вперёд человеком.»

***


   «Как хорошо, что мы могли провести день с тобой. Вообще, последние две недели останутся для меня незабываемыми. Почему-то у меня было чувство, что я нахожусь с правильными людьми в правильном месте в правильное время.С этим связано в том числе и всё сложное. Я поражался, как ты всех объединяешь, всё чувствуешь, и открыта для каждого. Мне доставляла большую радость играть вместе с тобой в оркестре. Кто знает, выпадет ли такая возможность вновь?»

  «Ты как будто бы футболистка, которая стоит на средней линии, бегущая к воротам противника, чтобы под барабанную дробь забить гол. [...] Ты стоишь среди 25 подростков, и все они очень утомляют, нервируют, у них пубертатный возраст, они могут шуметь, и ты счастлива.  Это произвело на меня сильное впечатление, и это не единственная причина, почему, само собой разумеется, на протяжении трёх лет ты стала частью моей жизни. Хотя мы видим друг друга только один год в течении двух недель, ты очень близкий для меня человек, и я без колебаний сказала бы, что я тебя хорошо знаю, даже вероятно если этого не может быть. [...] И под конец я надеюсь, что однажды я смогу послать своих детей к тебе на каникулы, потому что таким образом они получили бы такое же прекрасное воспитание, как и я».

 


Смотри: ребенок!

Анекдоты из лагерного быта


Из-за чувства тоски в один год дети задавли вопрос, почему они не могут звонить домой.... Так однажды к руководительнице лагеря постучался 13-летний подросток с просьбой дать возможность позвонить. Она была поражена, потому что ему нравилось быть частью лагеря! Его обоснование было таково: «Я уже писал своей маме о полевой игре. Но когда я посылал письмо, я не знал, что моя  группа одержит победу».

***


Брат и сестра руководили летним лагерем. Самая старшая группа девочек отчитали мужскую половину: как ему пришло в голову так хорошо одеваться, в то время как его жена носит порванную одежду! Когда выяснилось, что его предположительная жена — это его сестра, раздалось «Ничего себе».

***

Одна девочка из второй младшей группы после вечернего мероприятия смеясь вырвала у руководительницы «парня» и вместе с куклой побежала в свою комнату. Через мгновение она была вновь была перед ней. На вопрос, что она с ним сделала, воспитательница получила ответ: «Когда он утром видит комнату, он, естественно видит её убранной, но ведь он не знает, как она выглядит вечером.».

***


Один маленький мальчик гадал перед Днём Рождения руководительницы, сколько предположительно ей лет. Он пришёл к выводу, что ей 54 года. Когда руководительница захотела узнать, как он пришёл к такому выводу: «Ты выглядишь очень загорелой».

 

***


    В красивой шикарной одежде они вышли из автобуса. Впереди две недели лодочного лагеря, лодки уже готовы, и после короткого приветствия все идёт на реку.  Осторожно! Не   входите в шикарных ботинках в воду! И сиденье не совсем чистое и тогда, тогда происходит кое-что еще: у кого-то большое пятно земли на свитере, уголь попадает на штаны, муравьи в мюсли, скрытые за иголками пихты... Всё идёт своим чередом.
    Через две недели они заходят вновь в автобус, босиком, загорелые, с лохматыми волосами, неся с собой слой угля, мха, песен, приключений. Когда они подъезжают к парому, и мы видим группу подростков, только что приготовившуюся к субботней вечеринке, в красивой шикарной одежде. Они стоят и ошарашенно смотрят в зеркало. Как мы можем так измениться.

 

***


В детских лагерях есть обычай проводить вечерний круг таким образом, чтобы высказаться о событиях и особенностях.  Когда на Фогелхофе в обед был отнесён очень солёный суп, один ребёнок сказал: «День влюблённого повара».

 

***

В походе по швейцарским Альпам во время паузы двенадцатилетняя девочка порезалась лезвием карманного ножика указательный палец. Нож был новенький, приобретённый для похода - гордость ребенка. На всякий случай рану показали врача, который попросил пострадавшую очень точно обо всём рассказать.  "И это произошло со швейцарским ножом!" закончила она под укоризненный взгляд швейцарского врача.

***


В 2008 года Пасха была очень ранней, так что в начале пасхальных каникул на Фогельхофе в Альпах ещё лежал снег.  После долгой зимней паузы это было первое заселение, и когда хозяин дома в воскресенье захотел включить отопление, он обнаружил, что бак с маслом пустой. Помощь могла прийти только в следующий рабочий день, и так группа из 40 человек проводила время при "уютных" 6 °С в комнате; люди спали в шапках на голове. Но чудом никто не простудился. Когда во второй половине дня во вторник приехал грузовик для перевозки жидкостей, все выстроились в шеренгу и аплодировали.

***


В течении месяцев отец 13-летнего подростка «обрабатывал» его, с целью, чтобы он пошёл в поход с ровесниками, но у сына всё время были отговорки, и он отнекивался как мог. Когда отец уже оставил надежду. Однажды во время обеда после школы, он удивил сына тем, что записал его в поход, что конечно же было неправдой! Сын отреагировал с неожиданным спокойствием, после чего отец его записал на самом деле. На каникулах он прекрасно провёл время.

***


Во время семейного лагеря во время первой встречи сидя в большом кругу должны были говорить свои имена и место, откуда они приехали. Круг начался с N, очень мечтательного одиннадцатилетнего мальчика, который на уроке религии выучил наизусть десять заповедей. Лагерем руководил учитель религии,  и желая помочь и подтолкнуть он сказал: «Давай, N! Я...?» и тот подхватил: «Я - Господь, Бог твой. Да не будет у тебя Богов перед лицом моим».

 

***
В одном детском лагере был девятилетний мальчик, который, ставил перед всеми большие педагогические требования. Он находился в постоянном движении и своим поведение способствовал ссоре и волнению в группе. К примеру, во время трапезв у него постоянно было ощущение, что кто-то есть под столом и прикасается к нему, что конечно же было не так. Чтобы прекратить это, не оставалось ничего иного, чтобы каждую трапезу рядом с ним сидел взрослый и не давал ему это делать. Итак, с ним было много хлопот
Пришло время первого воскресенья, когда была и Детская воскресная служба. Упомянутый мальчик был на службе в первый раз. Затем расслабившись, между ним и священницей произошёл следующий диалог: «Не правда ли, госпожа N, ты говорила в комнате не своим обычным языком?». «Как ты думаешь, чей это был язык?»
Коротко подумав, он ответил: «Души мира».

 

***
Водный поход в Мекленбург-Померании. У детей был водный бой, так что, так что лодка по ладонь стояла в воде. Зовут руководителя, чтобы спросить, как вычерпать воду из лодки. Ответ: с помощью губки, которая в лодке. «Но губка полная,» - сказал ребёнок.

 

 

 

 

 

 

 


Работа с детьми и подростками требует постоянной финансовой поддержки. 
Для того чтобы мы могли финансировать выделения грантов семьям, качественное образование сопровождающих и приобретение оборудования, нам требуются пожертвования.
Мы рады вашей поддержке, и благодарны за каждое пожертвование!
Банковский счёт
Bank für Sozialwissenschaft
IBAN: DE96 6012 0500 0007 01
Цель перевода: Ferienfreizeithilfe (Организация работы на каникулах).

Для тех, кто желает помочь из России, обращайтесь к Аннушке Гейер. 
 

bottom of page