top of page

«Не зная прошлого, не построишь будущего»

 

 

 

Центральный архив Общины Христиан в Берлине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Значительные достижения стали бы возможны, если бы альтруизм распространялся всё дальше и дальше, чтобы те, кто будут жить позднее, продолжали бы то, что делали умершие и пытались бы сознательно поддерживать непрерывность эволюции.

И будь то  родством, основанном на свободном выборе или обусловленное кармой,  главное  - когда мы опираемся на тех, кто из духовного мира посылает сияние своего духовного труда - это, -  если мы об этом сознательно заботимся, - нечто, что имеет огромное значение»

Рудольф Штейнер, 3 декабря 1916 года, GA 168.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл и значение архива

Вольфганг Гедеке

   Архив предназначен для того, чтобы, сохраняя документы, сделать возможным сохранение воспоминаний   о прошлом отдельных людей и человеческих групп.

   Мы знаем, как важно личное воспоминание отдельных людей о прошедших событиях своей жизни для переживания себя. Потому что, к примеру, из-за болезни теряет способность запоминать, тогда он также постепенно теряет своё самосознание. Он больше не знает себя и не может больше управлять своими действиями с помощью разума так, чтобы они находились во взаимосвязи с его жизнью. Он теряет свою идентичность и возможность развиваться.

   Мы не так легко понимаем то, что подобное происходит и с человеческим сообществом. Но мы должны себе только представить, что было бы если бы однажды в одной общине забыли бы принятые правила совместной жизни и совместной работы, к примеру закона, или конституцию государства или внутренние правила предприятия: в социальной жизни возник бы хаос. Мы должны помнить допущенные в прошлом ошибки и пройденные трудности, чтобы из этого извлечь урок и суметь избежать повторения ошибок. Можно сказать так: без воспоминаний не возможно развитие человеческой культуры, ни отдельных людей, ни человеческих общин.      Выражаясь с помощью поговорки: люди не должны заново изобретать велосипед, а также не повторять вновь и вновь одних и тех же ошибок.

  Но также очевидно и то, что не все факты прошлого одинаково важны для культуры и идентичности личности или общины. Что-то несущественное можно спокойно забыть, иное безусловно должно быть сохранено. Эти вещи не всегда просто различать. В государственных и общественных учреждениях для этого существуют различные правила, что является «налогооблагаемым». Также и священники Общины Христиан дают письменное обязательство, после смерти сдавать в Общину Христиан свои записи, связанные со служебной деятельностью. К этому относятся программы общины, протоколы заседаний, записи докладов и проповедей, а также иные служебные записи. Документы носителей права Общины Христиан - корпорации и объединения, - само собой разумеется, должны также быть архивированы.

  Необязательно сдавать личные записи и корреспонденцию или ежедневник. Но это ценнейший архивный материал, потому они отражают непосредственные и неприкрашенные мысли, ощущения и намерения работающих людей и таким образом и движущие силы.

  По мимо всего прочего работу Архива Общины Христиан характеризует мотив: мы хотим быть связанными и намерениями, и делами наших предшественников, чтобы «сознательно поддерживать непрерывность эволюции [Общины Христиан - Вольфганг Гедеке]» (Рудольф Штейнер, 3 декабря 1916 г.).

 

Краткая история Архива

Вольфганг Гедеке

1921 год.

  Зерно будущего Архива заложила Гертруд Шерри, когда она в 1921 году основала в Берлине центр нового движения. Она вела адресный лист участников Первого теологического курса, принимала приглашения на второй, заботилась о написании и пересылке Циркуляров среди теологов и отвечала за записи курсов. Она собрала так называемые «меморандумы», в которых теологи-основатели весной 1922 года высказали желание немедленно начать практическую работу, выпросила у каждого основателя персональную биографию и причину, которая заставила пойти на этот поступок. Когда в октябре 1922 года был создан центральное руководство Общины Христиан, находящееся в Штутгарте она продолжила выполнять свою работу.

  Созданное благодаря её труду хранилище было собрано в шкафу в новом здании  на Ураххаус и именно с этого шкафа и берёт своё начало Архив.

 

1933 и 1944 гг.

   Остаётся только догадываться, где находился этот шкаф с хранящимися там документами после ухода Гертруд Шерри из Общины Христиан в 1933 году, потому что об этом нет достоверных сведений. Но он не мог оставаться в Ураххауз вплоть до войны, потому что многие документы, которые там были, пережили разрушение этого дома в результате бомбардировок в 1944 году. Возможно, эрцоберленкер Эмиль Бок перевёз важнейшие документы в штутгартский дом на Амензенбергштрассе, где он жил до и после войны.       Неясно были ли документы изъяты Гестапо во время запрета Общины Христиан и возвращены после войны, или во время роспуска издательства «Ураххаусх» их забрал себе его руководитель Курт фон Вистингхаузен и таким образом спас, или же Гестапо просто не заметило их во время своих действий.

 

1972 и 1980/81 гг

  В конце 60-ых годов благодаря своей деятельности в качестве ведущего протоколы совещаний ленкеров в Штутгарте, священник Рудольф Гедеке заслужил доверие оберленкера и руководителя семинара Готтфрида Хуземанна, и тот поручил ему упорядочить его библиотеку, а после смерти Хуземанна в 1972 году, его вдова Люба попросила Гедеке навести порядок в обеих рабочие комнатах ее покойного мужа. Там он обнаружил многочисленные документы, которые относились к архиву. Когда в конце 1980 начале 1981 года перед сносом здания Семинара для священников на Шпитлерштрассе в Штутгарте в нём делалась уборка, на чердаке Гедеке нашёл длинные ящики с документами. Все эти материалы временно хранились на территории издательства «Ураххаус» в трёх больших секретерах. Что-то было отдано в здание, где тогда находилось правление Общины Христиан на Хауссманштрассе 40, что-то оставалось на Амейзенбергштрассе 76, а некоторые документы, с согласия одного из оберленкеров, Рудольф Гедеке взял с собой для более безопасного хранения в Мюнхен.

 

1988 год.

   В 80-ые годы с документами время от времени работал священник Клаус Рашен, но только в 1988 году оберленкеры приняли решение создать ответственную коллегию священников по работе с  внутренним архивом. Выбор пал на эмигрировавшего из тогдашнего ГДР священника Вильгельма Гедеке который 1 января 1989 года занял эту должность. До сих пор остался след от многочисленных картонных контейнеров, собранных им и его супругой для хранения архивных материалов и собрания фотографий священников. Он создал первые, очень короткие правила работы Архива.

1994 год.

   В 1994 г. вплоть до октября 1998 г. ответственность за архив взял на себя Андреас Бюхнер как секретарь оберленкера, но практическую деятельность по сути осуществлял нанятый теолог д-р. Вильгельм Маас в двух предоставленных комнатах в доме издательства на Урахштрассе. Для круга священников Вильгельм Маас издал ряд публикаций из архивных фондов, и создал подробный распорядок работы Архива, согласно которому доступ к архивным данным для интересующегося лица, не принадлежащего к кругу священников, был возможен с согласия оберленкера. Он, по мимо всего прочего, создал библиографию трудов и статей Фридриха Риттельмайера и Эмиля Бока.

 

2001 год

   После того, как в 2001 году Вильгельм Маас ушёл на пенсию, в мае 2001 году руководство Архивом было поручено священнику Фолькеру Эльферту. В это время правление Общины Христиан решает переехать из Штуттгарта в Берлин и найти новое помещение. Благодаря инициативе оберленкера д-ра Кристофа Хейде, на Губенерштрассе 47а в Берлине было также приобретено и пол этажа для Архива.  Фолькер Эльферт вместе со своей женой Анке Эльферт и священницей Итой Бай взял на себя не только организацию, но и практическую работу по переезду, а также обустройство Архива в новом пространстве. Вплоть до своего выхода на пенсию осенью 2007 г. оберленкер Кристоф Хейде оставался куратором Архива.

2005 год

   Благодаря Рудольфу Гедеке, который поддерживал работу Фолькера Эльферта, к работе Архива начиная с 2005 года присоединились Гизела Гедеке, а также священник Вольфганг Гедеке и Розвита Гедеке. Каждый год в августе они работали в Архиве вместе. Сперва было разработана предварительная структура архива, чтобы упорядочить многие документы. Необходимо было очистить от металла и пластика сотню хранящихся в парках бумах, и сложить в картонные ящики или контейнеры по специальным категориям. Отбирался дублирующий материал, не имеющий к архиву материал уничтожался (изымался).  В среднем за рабочую неделю избавлялись от тонов бумаг.

2006 год

Происходит дальнейшая разработка "Порядка работы и пользования Архивом", благодаря которому стало возможным пользоваться Архивом тем, кто не являются священниками Общины Христиан. Он был принят руководством Общины Христиан, вступил в силу 1 октября 2006 г. и на Пасху 2007 г. был опубликован в «Информационном листе Общины Христиан».

  Благодаря интенсивный контакт с наследниками священников-основателей ко всему прочему стало возможным приобрести ценные документы из наследства Эмиля Бока, Рудольфа Мейера, Альфреда Хейденрайха, Роберта Гебеля и Вальтера Граденвитца. Внучке последнего, Элеа Граденвитц.удалось выучить габельсбергскую стенограмму, и затем перевести в обыкновенное письмо и тем самым сделать доступным многие документы Фридриха Риттельмайера, Христиана Гейера, Августа Паули, Альфреда Хейденрайха и Марты Хаймеран. Также священник Харальд Харлан расшифровал стенографическую систему по Штольце-Шрею, сделав доступными многочисленные записи Эмиля Бока. Эти документы.  позволили Вольфгангу Гедеке в период между 2008 и 2018 годом существенно более расширенно издать для священников Общины Христиан пять так называемых теологических курсов Рудольфа Штейнера и два тома документов времени основания.

2007 год

  В 2007 году после смерти находившегося на пенсии ленкера бывшей ГДР Герхардта Диттмана в архив поступили документы, благодаря которым стало возможным понять различные обстоятельства жизни Общины Христиан в ГДР. Новые документы и объем предстоящей работы побудили нас в 2009 и 2010 году каждый раз по две недели году работать в Берлине.

2010 год

   В последующее время были сделаны существенные шаги в развитии Архива: с весны 2010 вплоть до конца 2012 года д-р Эрхардт Маттес консультировал нас по вопросу выработки основных принципов работы Центрального Архива, таких как Основные правила, Распорядок работы, а также Порядок пользования Архивом. Он дал контакт д-р Хайке Шроль, исполняющую обязанности руководителя Архива Земли Берлин, которая как наша крёстная консультировала нас, и укрепила нас в нашем намерении нанять штатного сотрудника.

 

 

2011 год

   1 апреля 2011 года, по просьбе Круга Семерых Вольфганг Гедеке взял на себя ответственность за руководство Архивом, с   условием, что органы Общины Христиан примут разработанные Экхардтом Маттесом правила и будет нанят сотрудник. В сообщении об Архиве, опубликованном в Рождественском номере «Вестника Общины Христиан» за 2011 год Янине Еничонок представлена как сотрудница. В интервью она убеждала всех читателей, что она с 1 августа 2012 года приступит к работе. В Рождественском номере за 2012 год она была представлена членам Общины Христиан. Также и разработанные правила пройдя определённые трудности были приняты всеми органами и на Пасху 2015 года опубликованы в «Вестнике Общины Христиан».

   В этой фазе развития Архива участие в работе стало интенсивнее, так что в 2011 года мы собирались в Берлин для совместной работы на семь недель, а в 2012/13 - на восемь недель. Янина Еничонок которая в нерабочее времяе успешно закончила дополнительное образование и стала специалистом по работе с медиа и информацией, создала в процессе работы с помощью соответствующей компьютерной программы документацию фондов и начала поисковой системы. После этого архива смогли пользоваться многочисленные пользователи и стало возможным обрабатывать запрос.

2022 год

К 100-летию Общины Христиан все четверо Гедике закончили работать в Архиве, и руководство архива взял на себя Томас Пранге - священник в Берлин-Вильмерсдорфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем же задача архива?

Янина Еничонок

    Архивные учреждения возникли уже тогда, когда появились первые письменные традиции и с самого начала создавались ради безопасности важнейшей информации, особенно информации о долгосрочном праве (праве собственности) и договорных документах. Сегодняшняя главная задача архивов состоит в передаче письменного имущества, их последующей проверке и оценке (создание наследия и фонда), безопасность и длительное хранение архивного имущества, составление записей для лучшего нахождения и использования, предоставление информации и соответственно, обслуживание пользователей на месте (обеспечение доступа), чтобы стали возможным частное и общественное исследование. Архивы охраняются правом и осуществляются посредством прозрачных, наглядных действий, и, благодаря информационной, просветительской и образовательной работе вносят ценный и необходимый общественный вклад. Если коротко: архивы сохраняют прошлое ради будущего.

   Освоение многообразных фондов Центрального Архива Общины Христиан, разнообразные вопросы и запросы и обслуживание пользователей на месте, многообразные размышления о пригодности  архивных материалов для бережного хранения в фондах, профессионально-корректная регистрация материалов и создание классификация документов, в которую будет интегрированны также поступающее в будущем имущество архива и коллекции предоставление надёжных источников, который дают точное понимание сути (Sammlungsschwerpunkt) коллекции, и в конце концов обеспечение аутентичной передачи, что таким образом даёт возможность исследовать историю и развитие Общины Христиан - всё это наши каждодневные задачи и это также увлекательно, как и трудно.

Центральный архив как учреждение Фонда Общины Христиан с 2004 года находится на Губенерштрассе в Берлине, и сохраняет ценные документы Общины Христиан, немецкоговорящих общин и всего мира регионов, комитетов и отдельных священников Общины Христиан.

   Центральный архив Общины Христиан находится в светлой привлекательной комнате около 150 кв.м., содержит около 210 линейных метров имущества архива и коллекции. Сюда же относится библиотека, содержащая около 1600 публикаций, предназначенная преимущественно для священников Обшины Христиан, а также подборка различных журналов и заметок.

Большая часть фонда и главный материал хранения основывается - так исторически сформировалось благодаря обстоятельствам возникновения Общины Христиан - на исторических собраниях, принадлежащих лично основателям, и священникам - их предшественникам, состоящие из материалов официальной деятельности и дополненные материалами из наследия предшественников и последователей. Помимо документов, свидетельствующие о жизни, здесь есть многочисленная корреспонденция и рабочие записи: проповеди и доклады.

   Помимо этого, в Центральном архиве хранятся фонд первоначальных административных документных, документов правления и комитетов Общины Христиан, частичный фонд издательства «Ураххаус» (до 1994 года) и материалы по истории Общины Христиан в ГДР и об «исчезнувших» общинах. Музыкальное собрание состоит из литургических композиций для богослужения и различных культовых действий Общины Христиан таких авторов, как Отто Кризиус, Маттеус Рейш, Лотар Реубкеб и Зигфрид Тиле. К дальнейшим фондам Архива относится обширное собрание фотографий, как фотографий отдельных священников, так и групп (семинаристы, синод), церковных зданий, внутреннего пространства церкви и культовых сосудов. Далее имеются чертежи отдельных портретов и алтарных образы, а также собрание Фридриха Дольдингера, включающее в себя 450 изданий и рисунков Фридриха Дольдингера, включающее в себя 450 изданий и рисунков.

   Прежняя работа архивариуса сосредотачивалась в том числе на записи многочисленных материалов о поколении основателей Общины Христиан, на основе которых в последние годы были стало возможным сделать публикации, предназначенные не только для священников. В будущем наследие будет расширено благодаря отдельным комитетам Общины Христиан, и таким образом станет понятно процесс принятия решений внутри Общины Христиан.  Так перед Центральным архивом Общины Христиан серьёзным образом стоят огромные вызовы, связанные с цифровизацией, использованием электронных медиа, и новые веб-технологии открывают заставляют по-новому формировать стратегию развития Архива. Одновременно мы и дальше продолжаем охранять исторические фонды от разрушения.

   Мало надежды на то, что в будущем будут передаваться относящиеся к поколению священников-основателей многочисленные написанные от руки и печатные документы. Это требует большого внимания обоих сторон - как со стороны Архива, так и со стороны сотрудников занимающие должность в Общине Христиан - к цифровым документам и на то, как осуществить их трансформацию в какую-либо форматы, пригодные для чтения, чтобы иметь возможность сохранить их на длительный срок, и надёжно и аутентично передать историческое наследие Общины Христиан для будущего.

 

 

 

 

 

 

 

Размышление о будущем Центрального архива

Томас Пранге

 

   Центральный Архив Общины Христиан в Берлине - это сердце нашего «Движения за религиозное обновление», и сердце — это потому, что в нём хранятся многочисленные документы, позволяющие понять её историю, самые ранние из которых датируются периодом возникновения и основания Общины Христиан в 1922 году.

   Эти документы сообщают о людях и их жизненном пути, а также об Общинах по всему миру, которые чувствуют свою связь с Общиной Христиан, начиная с 45 священников, которые нас сопровождают из духовного мира как крестные родители, об общинах и их основании уже в течении 100 лет вплоть до работающих сегодня священников. Каждому из этих людей мы глубоко благодарны; тем, которые передали в Архив свои записи, воспоминания, фотографии, рисунки, композиции, и особенно тем, кто в течение многих лет работал в Центральном Архиве и заботился о нём.

   Но Центральный архив должен быть не только местом сохранения информации. Помимо того, что здесь мы приобретаем, просматриваем, упорядочиваем и регистрируем архивные материалы, в этом месте должна происходить встреча с историей Общины Христиан, здесь, как и раньше, где документы продолжают предоставляться, и во все больших размерах интересующимся исследователям.

   Кроме того, Архив должен быть местом, где достойно хранятся и защищаются такие записанные мысли как корреспонденция, письма, календари, ритуальные книги, проповеди, фотоколлекции.  Для этих целей существует соответствующие сроки неприкосновенности [здесь использован архивный термин Schutzfrist, как он переводится я не знаю, и по сути переведено, пользуясь приведённым словарём архивных терминов - Гр. Случ]. Для личных документов такой срок составляет 10 лет, если нет иных указаний со стороны умершего и его родственников.

   Для работающих священников есть допускается возможность сдавать в Архив важные документы и бумаги, чтобы сохранить их для будущего и позднейшего исследования.

   В дальнейшем рядом со связанной со священниками части Архива планируется строительство помещения для членов общин. Воспоминания, переписка со священниками или личные мысли о жизни общины - это важная и не недооценённая часть жизни Общины Христиан.

  В дальнейшем мы займёмся созданием цифрового архива, потому что большая часть сегодняшнего документа потока существует online. Начало этому уже положено.

   На будущее хотелось бы пожелать быть связанными и совместно работать с региональными архивами Общины Христиан, находящимися в Общинах по всему миру, а также с иными церковными и антропософскими архивами.

   Без Архива невозможно не только память, но и исследование идей наших пионеров и таким образом и будущее. Поэтому остаётся в силе призыв ко всем членам Общины и друзьям, священникам и их родственникам нести в сердце мысли о дальнейшем процветании         Центрального Архива и заботится о том, чтобы он продолжал жить, развивался и приносил пользу в разных областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напутствующее заключительное слово

   Золото, драгоценные камни и минералы не растут на деревьях. Человек должен быть готов, проникать вглубь горы или под землю, чтобы добывать эти сокровища. Это связано с пылью и тяжелой работой.

 Но когда эти сокровища будут добыты и подняты наверх, к солнцу, тогда все видят их красоту и узнаю об их истории. Они рассказывают нам  о прошлом,  о  зачастую драматическом развитии, создавшем почву для того времени, в котором мы живём сейчас.

   Всем, кто, начиная с основания Общины Христиан, был готов, на разных стадиях развития посвятить себя организации и поддержке Центрального Архива Общины Христиан, следует сказать большое спасибо.

   Они не чурались тяжёлой работы и пыли.

    Особая благодарность Вольфгангу Гедеке и Рудольфу Гедеке, а также Гизеле Гедеке и Розвите Гедеке, которые больше чем один год (поделенный на недели) своей жизни посвятили этой работе.

    А также благодарность и наилучшие пожелания будущему руководителю Архива     Томасу Пранге, а также штатному сотруднику Янине Еничонок, которая в этом году отмечает 10-летний юбилей своей работе в архиве.

 

От имени руководства Общины Христиан,

оберленкер и куратор Центрального Архива, Криствард Кренер

bottom of page