top of page

Венчание

Раскрывая потенциал человеческого существования – свадебный союз

Ульрих Майер,

Священник Общины Христиан,

Гамбург (Германия)

Христос будет познан   не через семейные или церковные традиции, а благодаря личному опыту и личным решениям. Культовая жизнь в христианской общине сегодня исходит из свободной воли ее участников   проявлять инициативу по отношению сверхчувственному. Это основывается на поиске внутреннего убеждения и стремления преобразовать жизнь. Эта серия статей должна стать побуждением к тому, чтобы семь таинств послужили импульсом для формирования различных качеств общины.

 

Многообразие как творческий принцип

Наше время страдает односторонней верой в то, что естественнонаучный подход может полностью объяснить отношение к живому.  Губительным последствием этого упрощенного мировоззрения является  что в значительной степени потеря отношения к природе и к человеку как самостоятельным субъектам. Отчуждение, которое возникает, если с окружающим миром обращаться как с объектом и использовать его соответственно, является причиной одиночества, развращенности [Entsinnlichung – возможно опечатка и имеется ввиду Entsittlichung] и в конечном счете потере смысла. Иные подходы к пониманию мира и человека, которые даны духовной наукой, искусством и религией, не должны выступать в качестве конкуренции тому, что было представлено выше, а переживаться как благотворное дополнение к этому.  Если получится вновь сформировать отношение к живому, которое, по своим свойствам, также является творением и относится к нему как к обладающему потенциальной творческой силой, то тогда, возможно, удастся вновь вернуть существам и вещами их достоинство субъекта. Мир как творение – это многообразие индивидуального, основа которого – сила полярности; это не механическая продукция, основанная на копировании однообразного. Согласно христианскому пониманию жизнь имеет свою причину, движение и смысл благодаря божественным субъектам: Отцу, Сыну и Святому Духу, Которые действуют в ней и через нее.

Продуктивной жизненной полярностью является двойное качество

мужеско-женского. Первый человек, о чем мы читаем в начале Книги Бытия, не был разделен на эти две полярности. (Быт 2): «Бог сотворил человека по образу Своему, как образ Божий сотворил Он его, мужеско-женским сотворил Он их». (Быт 1, 27). То, что мы выросли, переживая односторонность мужского и женского, не должно восприниматься нами как недостаток, это может быть началом творческой способности человека принять самого себя.  С самого начала у нас нет предопределения ни к тому, чтобы вести определенный род человеческого существования, ни к тому, чтобы следовать заданной единообразной цели. Телесному, более или менее однозначно заданному разделению между полами противостоит в качестве духовно-душевной противоположности скрытый в нас иной другой пол как то, что, будучи иным, дополняет нас [in kompositorische Andersartigkeit]. Рудольф Штейнер говорил основателям Общины Христиан, что пониманию Таинства венчания способствует то, что направлено на освящение этой полярности в каждом человеке[1]. Отличительные качества можно переживать как творческий потенциал, который раскрывает богатство возможности в человеке. Удачный партнерские отношения строятся не на попытке унифицировать другого по своему подобию, а на том, что оба участника переживают дыхание процесса индивидуализации и процесса формирования сообщества: многообразие форм, и склонность к изменениям, - при чем оба процесса в   равной мере указывают на то, что человек является подобием Бога.

 

От использования ресурсов к раскрытию потенциала. 

С точки зрения исследователя мозга Геральда Хютера настало время осуществить смену парадигмы   и перейти к иному виду   строения общины. Обычный взаимный обмен ресурсами не может считаться общиной. Общность, прежде всего будет плодотворна там, где люди помогают друг другу увеличивать собственный потенциал.  «Никто не может увеличить заложенный в нем потенциал, развить свои таланты и способности, если он обращается с собой как с объектом, а не рассматривает себя как субъекта, не уважая и не понимая собственную значимость…»[2]. Эта точка зрения требует нового понимания «я» -развития. Развитию отдельных людей и общины в этом мире происходит не посредством утверждения «эго» за счет другого, а благодаря зрелому, находящемуся гармонии с собой собственному «я», с помощью которого находит свое потенциальное раскрытие важный принцип: каждый постоянно дает возможность другому. В Послании к Филиппийцам Ап. Павел в качестве идеала настроения общины указывает на самоотдачу, на то, чтобы, вместе со Христом, в процессе человеческого становления отказываться от своей божественности: «Действуйте не из себялюбия или пустого честолюбия, а, исходя из смирения, почитайте каждый другого выше себя. Пусть каждый смотрит не на свое, а на другое.»[3]. (Фил. 2, 3 - 4).

К сожалению, в истории христианства мы видим не яркое многообразие

отличающихся друг от друга общинных форм, которые пробуждали бы в них стремление к взаимному уважению друг друга, а стремление к унификации в единое античное государство, что стало следствием длительной чреды исключений из церкви и отделений от нее. Только в 20 веке вместе с экуменистическим движением возникла инициатива, которая дала бы возможность сделать все наоборот. Если место наименьшего общего знаменателя займет новое одобрительное отношение к другому, тогда взгляд на будущее христианства, который сегодня отягощен тем, что многие люди выходят из больших религиозных конфессий [дословно «больших церквей»], может вновь наполниться надеждой. Возможно, даже благодаря межрелигиозному диалогу (к примеру, между иудеями, мусульманами и христианами) ещё раньше удастся приобщиться к чужой позиции, взаимодействуя с которой не нужно бояться собственной, потому что это будет ощущаться как то, что помогает раскрытию потенциала.

 

Община вместе с чужими.

Во время таинства венчания христианская община благословляет решение вступающих в брак образовать «живую общность»[4]. Это двойное слово, употребляемое во время вступления в брак, выступает в качестве баланса между живой энергией с одной стороны и жизнью, и общиной с другой. Таким образом называются два связанных друг с другом условия, к которым устремляются те, кто живут в партнерских отношениях: формальная сторона будет отсутствовать там, где люди просто живут бок о бок друг с другом; о том, что в отношениях присутствует жизнь, можно говорить только тогда, когда партнеры находятся в постоянном развитии и признают его необходимость. Это имеет значение и для христианской общины, которая формируется в смысле таинства венчания – ее члены могут и постоянно становиться должны чужими по отношению к другу, что вновь найти то новое, что их связывает.

То, что такую общину можно рассматривать как всеобъемлющую, и таким образом видеть ее присутствие и ее цель, показывает изречение, которое произносится в заключительной части венчания, тем самым благословляя супругов: Там говорится о том, что души «…пришедшие из божественных миров», несут в себе образ Божий, являющийся основой их человеческого существования. Далее говорится: «Вы оказались / в земном бытии…», что указывает как неповторимое событие обретения пары друг в друге, так и на их намерения, всякий раз, когда они теряют друг друга, находить партнера вновь. В третьем шаге говорится трояком благословении   тройственного Божественного существа: светом духа, душевным теплом и сердечностью – душевные силы, которыми должны обладать вступающие в брак. Здесь также называются три слова, которые могут вызвать изумление: земное мышление, земное чувство и земная воля. Это звучит так, как если бы душе общины с Божьей помощью была бы дана задача, которая превосходит обоих этих отдельных людей и празднующую вместе с ними общину. То, что благодаря общине раскрывается как своего рода человеческий потенциал, должно принадлежать всей Земле, потому что их община, основанная благодаря Духу Божьему, будет постоянно иметь все новые оттенки, благодаря «я»-человека и стремиться к великой свадебной цели: «К новому оживлению отмирающего земного бытия».

Пер. Г. Случа

 

[1] Рудольф Штейнер Доклады и курсы для христианско-религиозного действия. Том II. GA 343, 13 доклад, Dornach 1993

[2] Рудольф Штейнер Доклады и курсы для христианско-религиозной деятельности II GA 343 (13 доклад), Dornach, 1993. Геральд Хютер Побольше мозгов, пожалуйста, Göttingen, 2018.

[3] «Ничего не делайте по любопрению или тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя. Не только о себе каждый заботится, но каждый о других»

[4] По нем. Lebens-Gemeinsamkeit – дословно – жизнь-общность.

bottom of page