top of page
Детская служба. Только ли она для детей?

Кристиан Штрюленc,

 священник Общины Христиан,

Тельгте (Германия).

    Меня постоянно вдохновляет так называемая «Детская воскресная служба». Но детское – которое обычно понимается как нечто «беззаботное» - в ней совершенно отсутствует.    "Святая игра» начинается у школьников, когда дети переступают порог священного пространства.  Им дают руку и говорят то, что должно ими быть осознанно: что они идут на священнодействие, которое должно вознести их душу к Духу мира.  Стоя перед алтарем, они слышат и видят то, благодаря чему их душа может возвыситься: алтарь -  часть «возвышающейся земли», затем семь горящих свечей, над ними образ Воскресшего.  Повернувшийся к ним человек, стоящий на алтаре, который, следуя своему призыву, хочет быть «слугой и хранителем» (так говорится в таинстве рукоположения) Божественного Духа, размышляет над словами, которые он сейчас будет говорить.

 

    Тот, кто часто это переживает, тот, возможно, не всегда понимает, что означает для детской души быть спокойным в перевозбужденном мире с его потоком образов, с его спешкой и шумом. «Есть такое душевное состояние, называемое сосредоточенностью, внимательностью и самоотдачей» -  это замечает ребенок, не произнося при этом громких слов. «Ты должен быть благочестивым!» - это труднейшая заповедь религиозной жизни, она воспринимается как морализаторство.  Но здесь она проявляется не как заповедь, - и сосредоточенность души становится фактом, потому что взрослые подают пример. Ребенок живёт в подражании, он делает то, что мы делаем, а это не всегда то, что мы говорим. Также он подражает внутренним действиям. Поэтому в религиозной жизни это имеет, возможно, большее отношение, чем в педагогике: говорящий   и совершающий действия взрослый действует, в первую очередь, руководствуясь тем, что он думает, говорит. Если для него для это реальность, в которою он верит и живёт, тогда она станет такой и для ребенка.

   На Детской воскресной службе еще не говорится, как позже во время Таинстве освящения человека, о сложной троичной форме Божественного. Она не только монотеистична, но строго монистична и основана на теизме: Бог - это Дух, и Он живёт и действует во всем, что существует, начиная от простого камня, поднимаясь до мира растений и животных вплоть до способностей человека к мышлению и действию. Все видимое и осязаемое, а также наша душевная активность служит проявлению Божественного Духа. Чтобы это стало очевидным, потребуется формирование сознания, благодаря которому со временем возникнет опыт того, что душа придёт к определенному состоянию, сможет на него «настроиться». Мы называем «возвышенным» состоянием такое состояние, когда душа освобождается от повседневного шума, от тяжести забот, от материального и выгодного и приближает к истоку мира. Это возвышение себя дает возможность осуществить внутренний подъем, рождает способность чувствовать и переживать духовное в материальном, все больше познавая его. Если говорить об этом менее философским языком: материя - это способ проявления [Modus] духа, -  застывшего света,- который первоначально вел человека.

В романе о своем взрослении «Годы странствия Вильгельма Мейстера» Гете описал три

вида благоговения: перед тем, что ниже нас (перед нашей природной основой), перед тем, что вокруг нас (перед нашими ближними) и перед тем, что выше нас (или перед тем, что находится во внутренних глубинах, перед Божественным). Будучи ребенком, он переживал такое благоговение, совершая свой маленький личный культ в родительском доме, когда он клал на четырёхугольный нотный пюпитр (предназначенный для игры квартета) гладкие камни, высушенные растения, морские раковины и насекомых как представителей природного царства. С помощью конденсора, в котором фокусировалось сияние восходящего солнца, он зажигал у себя наверху благовония, чтобы в благочестивом подъеме на коленях обращаться к Создателю мира. Так детский «природный религиозный талант», пусть и случайно, но очень точно выражает суть первых слов Детской воскресной службы.

    Далее детям будет показано, как Божественный Дух во Христе, образ которого они видят изображённым над алтарем, вошел в человеческое тело, стал человеком, как Он умер и как он может стать живым во внутреннем существе того человеке, который готов дать Ему возможность жить в своем сердце, - и о том, что мы тоже хотим этого достичь.

       Затем следует короткое наставление о том, что нужно учиться для того, чтобы понимать мир и работать в нем, и что без любви, которая вносит в человеческий труд смысл и жизнь, человек не достигнет удовлетворения в своей жизни.

После того, как дети вместе произнесли молитву, повторяя ее за священником строка

за строкой, священник подходит к каждому отдельному ребенку, даёт ему руку, обещая ему, что в его поисках Божественный Дух будет с ним. Ребенок на это отвечает, что он хочет Его искать.  Это обещание будет еще раз подтверждено для всех детей и священник благословит их благословляющим жестом, завершающим это действие, затем все услышат отрывок из Евангелия, который читается на службе в это воскресение, и ответом на него будет песня.

 Прежде чем прозвучит завершающая музыка, дети будут торжественно отпущены и им будет рекомендовано, сохранить в добрых мыслях то, что они слышали, что чувствовали, о чем думали.

Если мы осознаем, что, хотя мы и переживаем  культ в пространстве и времени, культ

же, наоборот, одновременно также  совершается  и в нас, следовательно он является внутренним  душевным процессом, тогда благодаря переходу от Детской воскресной службы к Таинству освящения человека посредством конфирмации (Молитва времени Пасхи: Христос приносит себя в жертву на алтаре души [читается на Таинстве освящения человека, которая составляет с конфирмацией одно целое] [Конфирмация, согласно традиции Общины Христиан происходит на Пасху]) происходит следующее: то, что у ребенка было в качестве правомерного явления -  подражание взрослым, у взрослого может стать «Imitatio Christi», которое мы переводим как «следование», но в действительности оно также означает и «подражание», с той только большой  разницей,  что это должно происходить активно.          Свобода инициативы относится к процессу взросления -  а также ответственность. Она не может быть навязана снаружи, но, пожалуй, человек может принять ее с радостью.

Божественное всемогущество сегодня более, чем когда-либо означает, то, что, хотя его потенциал и соразмерен космосу, но Оно, будучи Сыном Человеческим давало наставления братьям и сестрам, которые были готовы творчески работать вместе с Ним как Божие друзья и сотрудники угодной Богу эволюции. Детская воскресная служба будет подготавливать детей к этому они будут настроены и готовы к тому, чтобы в более позднее время участвовать в работе, осуществляемой   всем человечеством, если они захотят этого.  К этому относятся необходимость обладать в должной мере благоговением и человечностью.

Пер. Гр. Случа

bottom of page