top of page

Просеминар Общины Христиан:
священнодействие в жизни и профессии


Дорогие друзья!

Идея Просеминара в России возникла достаточно давно. Несколько первых пробных (и удачных)) коротких семинаров были еще в начале 90х годов прошлого столетия. После этого долгая пауза. И вот в октябре прошлого года мы решили начать новый просеминар в России. Это показалось нам – Аннушке Гейер и мне - нужным,назревшим, возможным. Кто мог тогда предположить, что будет в это время происходить???!!! 

Мир стремительно меняется. Ковид, военные действия, климат, катастрофы во всех уголках мира… . И конечно мы хотим пытаться все это все понять и найти себя в этом переменчивом и далеко не всегда дружелюбном мире. Но не только эти вопросы должны нас занимать! 

Мы живем в очень важное время. Что будет происходить в мире завтра, и как он будет завтра выглядеть, зависит от того, что мы сделаем сегодня. И как для понимания, так и для активной жизненной позиции необходимо осознание духовных вопросов. Что такое человек? Как он связан с Землёй и Духовным миром? Как строить здоровые человеческие взаимоотношения? Есть ли в современном мире место Богу? …? …? …?

Мы будем вместе ставить эти и другие вопросы и вместе искать на них ответы. Мы будем знакомиться с Антропософией Рудольфа Штайнера и с Общиной христиан, движением за религиозное обновление. И мы будем знакомиться с профессией священника в современном ее смысле.

Предпосылок для обучения не требуется – только готовность думать, желание воспринимать и открытость к новому.

 

В предвкушении плодотворной работы и сердечным приветом из Одессы,

Андрей Жильцов, священник в Общине христиан г. Одесса.

 

P.S.

По всем вопросам и запись на  Просеминар у Аннушки:

89633124701

Просеминар Общины христиан 

 

Основная тема 2023-2024 года:

Середина жизни человека.

Будем работать над темами:

Таинство освящения человека и таинство исповеди. Кредо.

Биография человека, человечества и Земли.

Четыре Евангелия. 

Христианские праздники года.

Проживание страстного пути Христа и Человека. И др.

 

А также:

Эвритмия, ремесло, живопись, рецитация, социальные игры и пр.

И:

Медитативная работа над книгой Рудольфа Штайнера " Христианство как мистический факт".

 

 

Приблизительные даты

2023-2024 учебный год

 

21-24 сентября

с Дитером Хорнеманном

 

23-26 ноября 

С Криствардом Крёнер, ленькер России, Берлин

 

22- 25 февраля - С Ханс-Бернд Нойманн?

 

27- 31 марта ( школьные каникулы). 

С Анной Гейер

Страстная неделя.

Здесь планируется особая сессия. Я очень надеюсь, что мы вместе сможем ее создать. 

Я надеюсь, что она будет состоять из разных сообщений студентов, из различных активностей, для того, чтобы страстная неделя могла быть не только понятна, но и прочувствована, и сделана).

 

1-5 мая 

С Андреем Жильцовым, Наргиз Тицларишвили, Йозеп Гумберидзе.

В ГРУЗИИ

 

Стоимость  2000 рублей сессия + 1000 питание 

 

Запись и подробности 

+79633124701

Анна Гейер, священник Общины христиан в Росси

Screenshot_2022-07-13-23-30-08-31_b11fe1d558f48bc2e9f48f0b563bdf70.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Семинар для священников Общины Христиан

Отрывок из Интервью с Ульрихом Майером, священником Общины Христиан, руководителем Семинара для священников в Гамбурге

Перевод Гр. Случа

Что такое Семинар священников? 
    Семинар священников в соответствии с пониманием этого слова [дословный перевод с латыни – «рассадник» - Гр. Случ] - это сад, это место для растений. И для нас как руководства семинара это означает то, как мы создаём сад, в котором может вырасти вера, в котором также растёт мужество, к примеру, чтобы стоять на кафедре и с полной ответственностью провозглашать христианство. Это местом, где мы учим принимать то, что происходит в наше время в мире, потому что это тоже относится к главной задаче священника, ведь мы связаны с миром, и раньше должны были быть связаны, и мы не собираемся из него сбегать. Итак, семинар священников - это не место, где заботятся об идеале и строят стену, а это место, которое каждому священнику нужно как укрытие, чтобы побыть с собой, для себя, погрузиться в себя, но только в том смысле, что я внутренне подготовлю и укреплю себя для внешней деятельности и буду вместе с людьми.

Кто попасть  на семинар священников? 
     На семинар священников приходят люди, которые хотят выяснить для себя, является ли это для меня новой профессией, в целом ли это моя профессия и возможно приходят не так много тех, кто точно знает, что они хотят быть священниками, и что они чувствуют себя как священники. Перед ними тяжёлый путь. И я полагаю, многие получают выгоду от того, что они имеют возможность свободы действий для того, чтобы увидеть, что для  него подходит, и  он может  представить себя взаимодействующим со многими людьми в общине:  от совсем маленьких детей до умирающих стариков,  и мы пытаемся на семинаре сделать так, чтобы наши семинаристы во время обучения смогли понять для себя, к примеру, сколько я должен быть здесь, сколько мне требуется времени, пока я не смогу сказать  «да» решению, которое мы всегда понимаем как решение дальнейшей части жизни.

Что для тебя означает религиозное обновление? 


     Движение за религиозное обновление, для меня - это то, что мы в себе обнаруживает как религиозность, желание обновить культуру, и если нас спрашивают, или заходит об этом разговор, то люди говорят: «Что вы делаете как христиане, как медитирующие, как религиозные люди?». Я был собственной сберкассой, я организовывал образование для взрослых, работал в менеджменте, и вдруг один спрашивает: «Скажи, что ты можешь сказать, как священник о проблемах, которые сейчас у меня: мои подчинённые не хотят того же, что и я». И тут я попытался сказать: «Я могу заняться этим вопросом, если я взгляну на него религиозно, с точки зрения религиозного обновления это означает, что, чтобы развитие, дальнейшее было живым, нужно стремится осуществлять это религиозно.».

 

И что обозначает религиозное обновление для семинара священников? 

    Обновление для нас как семинара священников означает то, что мы хотим быть обучающейся организацией, что мы как команда как организация хотим развиваться дальше, что мы ни в одном семестре не хотим застревать во вчерашнем дне, но мы всегда спрашиваем себя: «Где мы можем узнать что-то иное, что-то новое, и что мы можем отпустить.». Это относится и к обновлению в том числе. И для меня новшество - это идея, это реформация, это постоянная пульсация. Так сказать, прекрасно, что нечто пару раз осуществилось, конечно же с треском и спором, но идеал Реформации - это нечто такое, от чего мы никогда не можем отказаться. На самом деле, как движение мы проходим сквозь развитие, и если ты затем спросишь, что такое институциональное, то я отвечу, что это то, что помогает создавать структуры, но вредно, если мы перепутаем институт с жизнью.  И поскольку нас спрашивают: «Гибки ли Вы в своей структуре?». У нас есть очень хорошее слово, подсказанное одним из наших советников. Он сказал: «Вы должны быть палаточной организацией, вы строите для определённого времени, и когда вы заметите, что это больше не подходит, тогда вы разбираете палатку, запаковываете и несёте дальше, и смотрите, где можно построить в другом месте». Итак, мы далеко от крепких стен и однозначных установлений, и хотим сказать, что мы хотим, чтобы формы были пригодны для жизни. 

Какова побудительная причина для обучать священников? 
     Существует старый идеал: говорят в общине где живут люди, есть один первый король, и на самом деле мы пытаемся в этот смысле, в соответствии с началами христианства говорить о том, что мы не хотим, чтобы был один король, мы хотим, чтобы всё стали королями. И это для семинара священников конкретно означает то, как мы можем  у наших студентов, которые затем пойдут в общины, развить понимание того, что их задача состоит не в том, чтобы идти в общину и говорить: «Я здесь самый важный, самый знающий и самый значительный человек», а вместо этого говорить: "Что я должен делать, чтобы способствовать раскрытию царского достоинства в каждом отдельном человеке, в каждом ребёнке, школьнике, в каждом подростке, в каждом умирающем" - человек может умирать по-королевски, -  "и можно помочь человеку умереть по-королевски." Это для меня новый идеал, но он извлечён из того, как Христос сам жил со своими Апостолами. Там есть прекрасный момент во время последней трапезы, где Он взял на себя роль простого слуги, омыв ноги. И Пётр совсем ничего не понял, и захотел не допустить, чтобы это произошло. И Христос символически рассказал им притчу, объяснив, чтобы им стало ясно, что среди нас не должно быть старшего, но кто среди нас старшим наречется, тот пусть служит другим. И если нам это удастся как сообществу, что мы среди нас встретим королей, и не будем затем смотреть, есть ли где-нибудь более значительный, важный, величественный, что он, так сказать, в «топе». Я уверен тогда мы всё разовьем в себе христианский импульс, и всё проживём христианство Воскресения.

 

Как вы создаёте возможности для таких встреч?

    На Семинаре священников в Гамбурге мы находимся в поиске того, что оказывает своё действие как важнейшая часть обучения, того, что является важным, великим, то есть мы хотим отойти от школьных форм в том виде, как они существуют, также имеющие свою ценность, благодаря которым человек сперва нечто головой и затем это понимается. Это основной момент и здесь люди следуют исторической тенденции: сначала теория, а затем практика. Но профессор-советник, который нам советует в этом вопросе, говорит, что такая позиция имела место в течении последних 200 лет, 250 лет назад всем людям было ясно, что сперва жизнь и практика, а затем теория.

     И в этом наш основной принцип что мы пытаемся стоять на ногах, чтобы наши студенты переживали себя как люди действующие, и мы хотим, чтобы они шли в общины и заботились о том, чтобы побудить активность в членах общины. И это означает, что наше провозвестие исходит не из того, что мы провозглашаем окончательные истины, но, если говорить образно, раздаем. каждому семя, которое каждый отдельный человек может сделать плодотворным для себя в смысле побуждения, в смысле помощи, для того, чтобы самому стать ответственным за развитие и жизнь других. 

Как выглядит типичный день на Семинаре для священников? 
    Возьмём один день на Семинаре священников, когда там студенты, которые совмещают учёбу с работой. Мы называем себя: "Обучение для работы" и говорим: "Ваша работа - это часть образования. Другая часть - здесь у нас на семинаре". И тогда, если они приходят, мы начинаем вечером, и тогда мы делаем упражнение, и это означает, что каждый словесно выносит в центр круга нечто, чем он сейчас занят и пытается другим дать побуждение к тому, чтобы задуматься об этом. То есть к примеру, встаёт один человек и говорит: «Займитесь таким вопросом: почувствуйте ваши ноги. И сейчас почувствуйте, что стоит под вами, почувствуйте пол, глубину, и теперь почувствуйте, что над головой.». И затем слышат это слово из Таинства освящения человека времени Михаила, то есть о том, что Архангел Михаил своими ногами стоит на чём-то, но эти стопы свободными от тяжести Земли. Как ноги могут стоять, будучи свободными от тяжести Земли. 
    И мы пытаемся задуматься об этом и хотим культивировать, мы говорим это совсем не с алтаря, мы сидим в кругу и это становимся чуть-чуть более религиозными, потому что вдруг замечаешь: "Я благодаря своему телу могу, могу благодаря слову, которое я сказал другим, сделать для себя возможным опыт.". Религиозное - это то, что имеет дело с наиважнейшим, что предлагает христианство, а именно с таинством. И в конце дня, в конце нашего дня – «наших коротких выходных», как мы называем это -  то есть через 24 часа, встаёт кто-то иной и говорит о событии или о личности и вспоминает и эти воспоминания должны быть получены таким образом, что другие люди как слушающие замечают: «Ага, если я думаю о других людях или о событиях - это часть религии, это часть живого христианства». И мы называем это повседневной формой религиозности, которую можно осуществлять в каждом кругу. Это  можно делать даже на железной дороге по отношению к соседям, которые сидят рядом, чтобы однажды в простом   разговоре мы попробовали достичь религиозного измерения и люди делают это тогда, когда не просто теоретически об этом говорят.

 

В чем задача священника? 
    Я думаю, самая большая задача священника состоит в том, чтобы так созерцать свою общину, чтобы благодаря этому иметь возможность видеть связь своей общины с вечным. То есть, в смысле Карла Густава Юнга, который как-то сказать: быть бесконечно с ним связанным. Но это связано не только с тем, что делаю я сам, когда я член общины, или принадлежу к другой общине, но это зависит от того, как мы воспринимаем друг друга, как мы друг к другу серьёзно относимся, дорожим друг другом. И это задача священника - идти во внешний мир, выйти за пределы работы в Общине, делать то, что делает каждый учитель в классе, что делает каждый человек в своём отделе, работая по профессии. И это связано с тем, что мы говорим детям, что любовь людей друг к другу - это нечто глубоко христианское, чтобы она, любовь, действительно преобразовывала всякую работу человека в сакраментальное служение.

    И это совсем непросто, если вы приходите в общину, то видите "разноцветных птиц", до "некоторой степени кривых птиц", и, в в том числе  обнаруживаешь, что сам кривая птица. И это обстоятельство, которое уже требует терпения, и, следует сказать, юмора, и что-то подобное спокойствию, чтобы сказать: «Ага, привет», «кто это?» и «я тебя ещё не знаю, но я медленно знакомлюсь с тобой». И если я 17 лет в Общине, тогда очень сложно заметить, что люди, которых я думал, что знаю, я в действительности совсем не знаю. И это кажется мне важнейшим, так возникает Община, чтобы учиться друг у друга и видеть, что можно также увидеть, как ранее видели в Королевском достоинстве, что мы признаем себя королями, уважаем то, мы друг друга делаем королями и позволяем это делать.

Как священникам «стоять на земле»? 
Вопрос о тóм, как священникам стоять на земле, которые я полагаю, во многом связан с тем, какую роль священство занимает в биографии священника. Нельзя что называется, сказать: «Будьте 24 часа в сутки, 7 дней в неделю священником», тут я думаю есть довольно сильные сдерживающие факторы. Но то, как человек остаётся священником, также и когда он не носит одеяний, когда он со своей семьёй или в пути со своими друзьями. Но в этот момент это не должно быть видно, и человек не играет такой важной роли, чтобы все люди думали: «О, это священник или священница. Я должен как-то специально вести». Итак, я говорю моим студентам: «С радостью вы должны балансировать между частной жизнью, тем, где вы хотите развлечься, в чем ваша потребность, в чем состоят ваши желания, где вы достаточно свободны, т и тем, когда вы в общине, также, и тогда вы в Общине должны жить как священник. Не смешивать одно с другим.». Очень трудно отделить одно от другого, которое, как я полагаю, требуется, и мы   в большей степени связаны с землей благодаря тому, что мы связаны с другими и не только с общиной.

      Кстати, как-то Штейнеру был задан вопрос, должны ли священники в Общине Христиан тоже соблюдать целибат, то есть безбрачие. И Рудольф Штейнер довольно-таки громоздко, но четко ответил, что такое вообще нельзя рекомендовать, и затем идут волшебные пол предложения: «Вы не должны отдаляться от мира». То есть нас есть наши связи, наши корни в мире и в нашем времени. Это делает нас практичными. И поэтому я фанат игры на чужом поле. То есть если мы в общине, тогда люди мгновенно понимают: «Ага, это священник, это священница». Но если мы идём вовне и находимся где-нибудь еще, это может быть в антропософском обществе или в вальдорфском детском саду, то это правильно что, если мы туда пойдем, где нас не ожидают увидеть, то там мы присутствуем как священник, к примеру, как представитель профессии, а не только как частное лицо. Когда священник вступать в диалог о театре или в экуменистический диалоге, то у меня, к примеру, появляется очаровательный друг католический священник и мы регулярно навещаем друг друга и замечаем, как много мы получаем друг от друга, потому мы друг друга признаем в качестве священников, знаем друг друга и ценим, и к тому же познакомились с другой церковью, помимо своей. И это делает меня практичнее, если у меня есть такой друг, я знаю немного больше о жизни католических священников и католической церкви, чем если бы я всегда остался бы дома. Да, и что хотелось бы действительно спросить в городе при открытии художественной выставки.
      Кто-то слышал, что я открыл художественную выставку. Говорит: «Да, здесь в Доме Земли Нижняя Саксония, открыта художественная выставка. Можете за 10 минут предварительно рассказать о том, как смотреть картины.». И я считаю важным то, что такое случается, и затем появляется прекрасная, надушенная публика, которая хорошо одета и образована в области культуры и она посмотрит часть картин, сказав: «Ага. Это может священник!». И одновременно замечаешь - этот не чужие люди или странные люди, это мои сестры и братья и они идут другим путём к спиритуальности или религии. Возможно здесь появятся и члены общины, возможно совсем не появятся, если я их как-нибудь не позову.

    И практичность - этот умение воплотить это, то есть то, что мы недавно имели,  и это требует учебной комнаты и медитативного пространства и у этого есть, так сказать, внутренняя спиритуальная сторона: постоянно по-новому оживлять и заботиться об этом,  и по-новому постигать мир, но практичность станет сильной тогда, когда мы её сохраняем, если мы её воспитываем, благодаря  внутренним упражнениям и забочусь о ней там где я вместе с другими людьми,  и это создаётся на пути, и это создаётся на пути диалога, где ставится вопрос: «Вы профессионал?» И люди не пугаются больше сегодня, когда человек на это отвечает: «Я священник уже 30 лет». И тут возникает ощущение, что да, это что-то удивительное. Сегодня человек ставит большие вопросы. И появляется чувство: «Они понимают это». 
 

bottom of page